Игры по триз технологии в старшей группе своими руками

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Игры по триз технологии в старшей группе своими руками

Юлия Залазаева
Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Не так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в соей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти игры полюбились моим малышам. Решила составить картотеку самых популярных игр и тех, которые мы еще не освоили, но будем стараться изучить! Хочу поделиться результатом своей работы и с Вами.

Методы и приемы ТРИЗ.

1. Метод мозгового штурма. Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.

— Как не промокнуть под дождем?

— Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

— Как не пустить медведя в Теремок? и т. д.

2. Метод фокальных объектов (МФО). Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.

Фантастическое животное: обезьянозаяц — умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать.

Новая игрушка: говорящий мячик — прыгает и поет песенки.

3. Метод каталога. Цель: обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования.

4. Метод маленьких человечков. Цель: знакомство детей с моделированием мира, с анализом природы вещества или явления.

В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки. В жидком — жидкие и т. д.

-В чем живут жидкие человечки?

-В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?.

5. Метод золотой рыбки. Цель: развитие фантазирования, обогащение словаря, заучивание стихотворений.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Реальная составляющая — поймал старик неводом рыбку.

Фантастическая составляющая — говорит человеческим голосом, и плавает в море.

Как сделать так, чтобы рыбка могла говорить, оказалась в море.

6. Метод Робинзона. Цель: выделение детьми ресурсов объекта, создание фантастических ситуаций.

Ребенок оказался на необитаемом острове (заблудился в лесу; уплыл на плоту без весла; оказался в Африке). Как спасти себя или друга?

7. Метод системного анализа. Цель: формирование системного мышления (оценивание прошлого и настоящего объектов, предметов).

Система (это совокупность элементов, объединенных в объекте) -яблоко; подсистема объекта- то, из чего состоит система-подсистема яблока- кожура…; надсистема объекта- то, частью чего является система- яблоко- фрукты, овощной магазин, сад.

«Хорошо — плохо»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.

«Что умеет делать?»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Цель: развивать активный словарь детей, развивать фантазию.

Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или игры «Да-нет», дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.

Пример: — Что может мяч?

— Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?

«Все в мире перепуталось»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.

Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.

Природный мир: воздух, вода, земля.

Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …

Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.

Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?

«На что похоже»

(метод мозгового штурма, с 3-х лет)

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.

Пример: — На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму)

— На что похож звук Р? (на шум мотора, на рычание)

— Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.

Усложнение: составление мнемотаблиц из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов (общее между предметами, цифрами, буквами, фигурами; последующая запись вытекает из предыдущей).

«Раньше-позже»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях; развивать диалогическую речь.

Ход игры: ведущий – воспитатель называет какую – либо ситуацию, а играющие говорят, что было до этого, или что будет после. Модно сопровождать показом (моделирование действия).

Пример:— Мы сейчас на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

— Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?

«Один, два, три, ко мне беги»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.

Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!

Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а так же явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.

«Где живет?»

(метод системного анализа, с 3-х лет)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря.

Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.

Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.

Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…

«Мои друзья»

(метод мозгового штурма, с 4-х лет)

Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать фантазию.

Ход игры: дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.

Усложнение: на основе этой речевой игры разработана серия дидактических игр «Собери картинку дружочка и расскажи о ней» (дружочки снеговика, весны, веселого настроения и др.).

Цель: учить детей помогать друг другу, договариваться в своей подгруппе.

Игра включается в работу по развитию речи, в индивидуальную и подгрупповую работу в свободное время.

«Волшебный светофор»

(метод системного анализа, с 4-х лет).

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: объединение над- и под-систем, воспитатель использует кружки трех цветов: красный подсистема, желтый- система, зеленый- надсистема.

Пример: Машина. Кружок красного цвета – из чего состоит машина, кружок зеленого цвета – частью чего является система, кружок желтого цвета – для чего нужна машина.

«Наоборот»

(метод мозгового штурма, с 4-х лет)

Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.

Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).

Пример: Острый – тупой,

быстрый – медленный,

холодный – горячий,

разъединять — соединять…

Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.

«Чем был — чем стал»

(метод системного анализа,метод маленьких человечков, с 4-х лет)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.

Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.

Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.

Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.

«Дразнилка»

(метод мозгового штурма, с 5-ти лет)

Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.

Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще образуют новые слова- названия.

Пример: Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.

Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.

Заяц: прыгалка, белячок, трусище.

Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.

«Фоторобот»

(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.

«Теремок»

(метод системного анализ, с 5-ти лет).

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.

Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.

«Помоги герою»

(метод Робинзона, с 6-ти лет)

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.

Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?

«Волшебный телевизор»

(метод системного анализа, с 6-ти лет).

Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи.

Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.

Словесное восстановление по стихотворению:

Если мы рассмотрим что-то…

Это что- то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

«Лимерики»

(от анг. — вариант сказочной небылицы).

(метод каталога, с 6-ти лет).

Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.

Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.

Пример: — первая строка — герой (необходимо выбрать самому ребенку,

— вторая строка – характеристика героя или его действие,

— третья строка — реализация действия,

— четвертая строка — выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.

Примерные вопросы для метода мозгового штурма.

— Как не ссориться с мамой?

— Как помочь себе фантазировать?

— Как не промокнуть под дождем?

-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

— Как не пустить медведя в Теремок?

— Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?

— Что сделать безудержно веселое?

— Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?

— Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?

— На чем еще можно рисовать?

— Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?

— Что будет, если уничтожить всех волков?

— Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)

— Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?

— Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

— Как сделать необычную льдинку?

— Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?

— Как можно поприветствовать хорошего человека?

— Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?

— Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?

— Как достать сосульку с крыши?

— Как уберечь прохожих от падающих сосулек?

— Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?

-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?

— Куда в группе можно спрятать куклу?

— Куда я спрятала конфету?

— Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

— Как найти самого умного человека в королевстве?

— Чем вреден комар? Чем комар полезен?

— Как можно определить время, если нет часов?

— Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?

— Придумать новое природное явление.

— Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)

— Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.

— Придумать насекомое с необычными свойствами.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igry-po-tehnologi-triz-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

6 игр для нестандартного мышления — Телеканал «О!»

Игры по триз технологии в старшей группе своими руками

Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Этот популярное педагогическое направление, цель которого — сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность. О специальных играх по методике ТРИЗ «О!» рассказала Анастасия Гончарова, сертифицированный ТРИЗ-специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых.

Гончарова Анастасия, сертифицированный ТРИЗ специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых, соавтор учебных пособий по ТРИЗ, руководитель ТРИЗ школы

ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.

Для того, чтобы прийти к этой теории, автором было проанализировано более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидетельств, благодаря чему удалось выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения.

Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.

Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста учащегося, вот почему объекты изобретательской деятельности могут меняться. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают сказки, игрушки, загадки, пословицы, играют в подвижные игры. Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.

Эти игры помогут вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

  • Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
  • Хочу увеличить выходные.
  • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

  • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
  • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».

Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания.

Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы».

Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

«Мешочек с сокровищами»

Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.

Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек.

Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

«Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:

  • Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
  • Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
  • У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Составь загадку»

Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

  • Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
  • Сначала вторник, а потом? — Среда.
  • Сначала вечер, а потом? — Ночь.
  • Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:

  • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
  • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.

Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд.

Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11101

ТРИЗ-игра «Чудесные вещи»

Игры по триз технологии в старшей группе своими руками

Впервые об этой игре я узнала, когда преподавала развитие речи у деток 4-5 лет. Мы искали интересные пособия, отличающиеся от  стандартного набора программы детского сада, так нашлась книга.

Игры и задания, предложенные Людмилой Евгеньевной Белоусовой, показались мне удивительно увлекательными. Основным принципом занятий является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и порассуждать, когда  придуманная история  рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее, глупое.

Больше всего мне запомнилась игра «Чудесные вещи», хочу ей поделиться.

Цель игры: придумать и описать новый объект с необычными свойствами.

Игра отчасти напоминает метод фокальных объектов

Возраст: от 4,5 лет, лучше всего начинать играть с одной-двух картинок-свойств

Зачем: развиваем фантазию и речь, вариативность мышления, креативность, интерес  к придумыванию нового

Подготовка:

В этой игре четыре серии карточек: «движение», «ма­териал», «звук», «запах». На «рубашках» соот­ветственно свой цвет, надпись или изображение-символ. А на лицевой стороне карточек — различные предметы, которые показывают, как предмет может двигаться, из чего он может быть сделан, чем будет пахнуть и как звучать.

Примеры картинок

Серия «Движение»

Серия «Материал»

Серия «Запах»

Серия «Звук»

Картинки, включенные в игру,  могут быть дополнены или заменены другими, на усмотрение играющих.

Играем!

Берется произвольный объект,  можно начинать с рукотворного мира, а затем переносить необычные свойства на все подряд Затем поочередно выбираются карточки со свойствами – запах, материал, способ передвижения, звук.

Свойство, которое зашифровано на карточке переносится на объект. Ведущий вместе с игроками обсуждает, какой получается предмет, что в нем хорошего, что плохого, как это плохое можно изменить, превратив в хорошее.

Когда игра будет освоена, советую добавить карточки с пустыми картинками, чтобы можно было придумывать самому, каким свойством наделить предмет.

Как это работает?

Для начала придумаем необычное животное, воспользуемся методом объединение и соединим  зебру и черепаху, получается зеброверепаха (пример диалога взят из пособия Л.Е. Белоусовой).

Воспитатель. Этот зверь фантастический, в жизни таких не бывает. Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи».

Воспитатель. Как умеет двигаться наш зверь? (Вы­кладывает перед детьми игровые карточки из серии «дви­жение».)

Ребенок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком). Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.

Воспитатель. Чем это хорошо?

Ребенок. Когда зеброверепаха подпрыгнет, она увидит и своих друзей, и своих врагов, сможет достать с высо­кого дерева любой фрукт.

Воспитатель. Из какого она материала? (Предлагает выбрать карточку из серии «материал», ребенок выбирает карточку «ложка».)

Ребенок. Она деревянная.

Воспитатель. Чем это хорошо?

Ребенок. Ее никто не съест, она невкусная. Она не Тонет В воде. Она красивая.

Воспитатель. Какие звуки она издает? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки».)

Ребенок (выбрал гудок). Умеет гудеть.

Воспитатель. Почему это хорошо?

Ребенок. У нее хороший слух. Может веселить Других, предупреждать друзей об опасности своими гудками. Об­манывать врагов. Они будут думать, Что паровоз едет.

Воспитатель. Чем она Пахнет? (Предлагает выбрать карточку из игровой серии «запах».)

Ребенок {выбрал карточку с яблоком). Фруктами.

Воспитатель. Чем это хорошо?

Дети. Она освежает воздух, пробуждает аппетит, усыпляет.

Воспитатель. А чем это плохо?

1-й ребенок. Плохо, что зеброверепаха прыгает, как мячик, потому что если она что-нибудь потеряет, то ей трудно будет это найти. Ее может увидеть охотник, если она очень высоко подпрыгнет.

2-й ребенок. Плохо, что она деревянная, так как она может при столкновении с другим зверем ударить его или оцарапать. Деревянный стук мешает спать другим зверям. Ее может раздолбить дятел или кто-нибудь Другой.

3- й ребенок. Плохо, что гудит, как дудка,— ме­шает спокойствию. Скучно слушать одну и ту же ме­лодию.

4-й ребенок. Пахнет все время фруктами — ее друзьям может надоесть этот запах, голова заболит, перебивает все другие запахи (например, будет есть селедку, а она фруктами пахнет, это неприятно).

Воспитатель. Чем ей можно помочь?

1-й ребенок. Надо научить ее прыгать и высоко, и низко, а дерево обернуть железом, чтобы ее никто не смог съесть.

2-й ребенок. Сделать ей секретные кнопочки, чтобы можно было отключать звук и запах.

После обсуждения чудесной вещи для закрепления очень важно любым художественным способом зафиксировать придуманное: нарисовать, слепить, сделать коллаж.

Уверена, что игра понравится тем, кто уже знаком с другими ТРИЗ-играми и тем, кто только собирается их узнать.

Хочу закончить еще одной цитатой из пособия Людмилы Евгеньевны:

«И еще немного о ТРИЗе. Многие взрослые воспри­нимают мир только в розовом или только в Черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его много­цветий, многогранности, многообразии.

ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека мень­ше и на одного счастливого больше.

Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жес­током мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир из­менится к лучшему.

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы при­ближаемся к миру более гармоничному и совершенному.»

Источник: http://igra-triz.ru/2015/09/12/triz-igra-chudesnye-veshhi/

Мастер-класс для педагогов «Применение пособий и игр ТРИЗ в работе с детьми»

Игры по триз технологии в старшей группе своими руками

Шатилова Елена Николаевна

Цель: Ознакомление педагогов с использованием пособий и игр ТРИЗ в совместной работе с детьми.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с авторскими пособиями, созданными на основе модели «Элемент-имя признака-значение имени признака», методов «Системный оператор» и «Морфологический анализ».
  2. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития познавательных и творческих способностей.

Форма работы: практическая.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития.

Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать всё происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.

Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности ребёнка, я предлагаю поближе ознакомиться с играми ТРИЗ, т.к. это не только полезно, но ещё и очень интересно.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Пособие «ФОНТАН ПРИЗНАКОВ»

Материал: демонстрационное пособие «Фонтан», карточки-признаки со схематичным изображением имён признаков съёмные, можно с ними работать отдельно.

Условные обозначения:

Палитра с красками – обозначает цвет; человек – движение, действие; волнистые и ломаные линии – рельеф; М – материал; весы – вес; четыре стрелки, направленные в разные стороны – ориентировка в пространстве; духи – запах; два прямоугольника – размер; геометрические фигуры – форма;  часы – время; домик – местонахождение; термометр – температура; конфеты – вкус; пирамидка, разделённая на части – часть; пальцы рук – количество; колокольчик – звук; капелька – влажность.

ИГРЫ С ПОСОБИЕМ «ФОНТАН ПРИЗНАКОВ»

1. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить описывать объект, используя имена признаков. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака.

Материал: демонстрационное пособие «Фонтан признаков», карточки-признаки со схематичным изображением имён, чудесный мешочек с различными объектами.

Ход игры:

Ребёнок достаёт из мешочка объект, называет его и переворачивает признак-карточку на пособии «Фонтан признаков», по которому он будет описывать объект.

Например, ребёнок достаёт из мешочка апельсин, затем переворачивает признак-карточку на пособии (запах) и сам же отвечает на вопрос: «Апельсин, какой ты по запаху? Я ароматный.

Следующий ребёнок выходит к пособию, переворачивает следующую карточку-признак и описывает апельсин по другому признаку. Игра продолжается, пока все признаки на пособии не будут описаны.

Далее для продолжения игры необходимо возвратить все карточки-признаки на пособие «Фонтан признаков» и достать новый объект из чудесного мешочка.

2. Игра «Поедем кататься»

Цель: анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

Материал: карточки-признаки со схематичным изображением, картинки с различными объектами.

Ход игры:

На столах у педагогов картинки (часы, диван, кукла, енот, виноград, йогурт, мороженое, шарики воздушные, матрешка). Педагоги произносят текст и двигают ногами и руками, как будто «едут на паровозе»:

Загудел паровоз и вагончики повёз,

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

А круглые колёсики тук-тук, тук-тук, тук-тук.

Возле станции ведущий показывает карточку с признаком и называет значение признака, в зависимости от признака педагоги решают, выходить им или нет. Те, кто вышел, должен аргументировать свое решение.

(карточки прикрепляются на ковролин)

Например:

— карточка «место», станция «лесная» /енот/;

— карточка «температура», станция «холодная» /мороженое/;

— карточка «вкус», станция «сладкая» /виноград, йогурт/;

— карточка «части», станция  «имеет спинку и ножки» /кукла, диван/;

— карточка «количество», станция «больше двух» /воздушные шарики, матрешка/;

— карточка «звук», станция «звучащая» /часы/.

3. Игра «Паровозик признаков»

Цель: формировать умение находить сходство между объектами, сравнивать объекты по нескольким различным признакам, развивать воображение.

Материал: демонстрационное пособие «Паровозик», карточки-признаки со схематичным изображением имён признаков и картинки различных объектов.

Ход игры:

На ковролине после паровозика стоят картинки: енот, мороженое, виноград, йогурт, кукла, диван,  и т.д.  Чтобы паровоз поехал, нужно соединить рядом стоящие картинки с помощью колеса-признака.

Например, чем похожи енот и мороженое? /цвет, изменение во времени, количество/;

А мороженое и виноград? /изменение во времени, вкус/;

Виноград и йогурт? /запах, цвет, размер, температура, вес/;

Йогурт и кукла? /цвет, количество, действие/;

Кукла и диван? /части, время, рельеф, материал, место/;

Диван и воздушные шары? /звук, цвет, изменение во времени/;

Воздушные шары и матрешка? /форма, цвет, количество, звук/;

Матрешка и часы? /материал, цвет, размер, температура/.

4. Игра «Определи имя признака»

Цель: учить выделять из текста (стиха, сказки, любого предложения) имя признака и находить его схематическое изображение.

Материал: карточки-признаки со схематичным изображением имён (раздаточный материал), подборка текстов.

Ход игры:

Например, «На лесной опушке (место) в маленькой (размер) избушке (место) жила-была (действие) коза с козлятами (количество)».

Или: «Я (количество) вчера (изменение во времени) нарисовал (действие) на картине (место) снеговика (количество) с кривым (рельеф) красным (цвет) носом….»

5. Игра «Незаменимый признак»

Цель: упражнять в выделении характерных и  важных значений признаков объекта.

Материал: демонстрационное пособие «Корабль» карточки-признаки со схематичным изображением имён (раздаточный материал), картинки различных объектов.


Ход игры:

Ведущий вставляет в окошко объект (например, гитара). Играющие называют значения признаков объекта и вставляют в окошки карточки-признаки со схематичным изображением имён. Из перечисленного ряда выбирают одно важное значение признака для данного объекта.
6. Игра «Весёлые стишки»

Цель: учить составлять по алгоритму рифмованные тексты, активизировать речь с помощью рифмующихся слов.

Материал: рифмующиеся карточки, таблицы для детей.

Объект

Действие или (место)

Признак (выбирается стихийно из набора карточек)

Значение

Зайка

В лесу

цвет

белый

Майка

В шкафу

вес

легкая

Например:

В лесу жил белый зайка,

В шкафу хранилась легкая майка.

Примеры детей:

Колено-полено              Сгибается тяжёлое (вес) колено, лежит кривое (рельеф) полено.

Банан-баран                   На столе мягкий (материал) банан, на лугу пахучий (запах) баран.

Каска- маска       На стройке лежала круглая (форма) каска, на карнавале бегала мокрая (влажность) маска.

Корона-ворона              На голове шоколадная (вкус) корона, на ветке толстая (размер) ворона.

Печка-речка                   В доме горячая (температура) печка, в лесу бурлящая (звук) речка.

Картина-корзина           На полу старая (время) корзина, на стене тёмная (цвет) картина.

Пособие «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»

Материал: демонстрационное пособие «Круги Луллия», картотека картинок по лексическим темам.

ИГРЫ С ПОСОБИЕМ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»

1. Тренинг по признаку «Форма (объемная, плоскостная)»

Цель: научить детей переносить форму одного объекта на другой.

1-й круг – объекты природного мира (цветок, рыба, дерево, заяц и т.д.)

2-й круг – объекты рукотворного мира (чашка, самолет, здание, блузка и т.д.)

— Нарисуй или слепи рукотворный предмет в форме природного. (Самолет – цветок: изображение самолета в форме цветка; рыба – часы: часы изображены в виде рыбы).

2. Тренинг по признаку «Материал»

Цель: формировать обобщенное понятие о том, что каждый объект создан из какого-либо материала.

1-й круг – образцы материалов: стекло, пластмасса, бумага, кожа, резина, шоколад, металл.

2-й круг – картинки с изображениями предметов, сделанных из этих материалов: очки, неваляшка, тетрадь, кожаный портфель, шина, шоколадный заяц, монета.

— Найди материал, из которого сделан объект

— Найди материал, из которого сделана часть предмета.

— Соедини объекты и объясни необычное сочетание.

2.1.Задание на определение признаков объекта.

1-й круг – образцы материалов: шерсть, кожа, резина, стекло, дерево, бумага, металл, мех.

2-й круг – природные и рукотворные объекты.

3-й круг – эталоны формы (бесформенность, круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция).

Раскрути круги, совмести сектора кругов, чтобы получился предмет с фантастическими, нереальными признаками.  Игра «Хорошо-плохо». Например, чем хорош круглый меховой домик или бесформенное бумажное платье.

Усложнение: прошу рассказать о необычных функциях этих сказочных предметов. Пример: круглый меховой домик перекатывается по дорожке – путешествует, может подружиться с дикими животными…

3. «Составь сказку»

Цель: развивать связную речь детей, закреплять умение составлять простые предложения с однородными членами, соединительными союзами.

1-й круг – карточки с изображениями сказочных героев.

2-й круг – изображения природных и рукотворных объектов.

3-й круг – закодированные черты характера (веселый, любопытный, трудолюбивый, добрый, жадный, злой, печальный, умный)

Задание: раскрутить круги, выбрать объекты, составить сказку по схеме:

— Жил-был кто? Каким он был?

— С кем подружился?

— Какая беда случилась?

— Как друзья справились с бедой?

Пример: золушка, злой, жук

Жила-была добрая, трудолюбивая Золушка. Она дружила с феей. Однажды злой жук позавидовал этой дружбе. Он спрятал волшебную палочку феи, чтобы Золушка не смогла попасть на бал. На помощь пришли веселые воробьи, которых Золушка кормила каждое утро зернышками, они вернули волшебную палочку фее.

Пособие «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДОМ»


Материал:
демонстрационное пособие «Удивительный дом», за ламинированный;  маркер, картинки по лексическим темам.

ИГРЫ С ПОСОБИЕМ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДОМ»

1. Упражнение «Удивительный дом»

Цель: учить выделять систему, надсистему и подсистему объекта.

В стране Диалектике есть удивительный дом. Если в этом доме поселить в среднюю комнату кота, то комнаты сверху, снизу, слева и справа быстро заселятся. Вот так. Если поселить гриб, то получится… Постройте свой удивительный дом…
2. Упражнение «Катание в лифте»

Цель: учить выделять части объектов природного и рукотворного мира, а также места обитания и функционирования объектов.

Во всех домах есть лифт. Давайте покатаемся.

Изучите внимательно первую картинку и догадайтесь, что происходит с объектами при поездках в нашем необычном лифте. Покатайте в лифте другие объекты.

Пособие «ЦВЕТОК АНАЛИЗАТОРОВ»

ИГРЫ С ПОСОБИЕМ «ЦВЕТОК АНАЛИЗАТОРОВ»

1. Упражнение «Внутри не себя»

Цель: учить на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, зрение, осязание).

Посмотрите на картинку. Так и хочется сказать: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу…»! А теперь представьте, что оказались в ситуации, изображенной на картинке. Опишите, что вы ощущаете и заполните таблицу.

Я вижу

Я слышу

Я чувствую

Доску

Вздохи бычка

Теплую погоду

Грустного бычка

Скрежет дощечек

Гибкую доску

Голубое небо

Стук копытцев

Мокрый нос

РЕФЛЕКСИЯ

Напишите, пожалуйста, на листках (см. таблицу ниже) ваши пожелания, рекомендация, замечания и опустите их в ящик. Благодарю за внимание! До свидания! До новых встреч! Обсуждение результатов мастер-класса.

Самое ценное приобретение сегодняшнего дня 

Ваши ощущения от работы

Что бы вы хотели изменить в работе следующего мастер-класса

Ваши ожидания относительно следующего мастер-класса

Источник: https://open-lesson.net/6859/

Pravovoe-obesp
Добавить комментарий