На рассмотрении или на рассмотрение как правильно | Закон и право

Как инициатива становится законом

На рассмотрении или на рассмотрение как правильно | Закон и право

Федеральное Собрание (ФС) — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. ФС состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Одной из основных функций ГД является законодательная деятельность. Проекты законов вносятся именно в Государственную Думу. Важно помнить, что не каждая инициатива становится законом.

Кто может стать автором законодательной инициативы?

Список тех, кто может внести законодательную инициативу, и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены в ст. 104 Конституции РФ.

Законопроект поступил в ГД. Что дальше?

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему (об этих документах подробнее — в ст. 105 Регламента ГД) направляются на имя Председателя ГД.

Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного обеспечения Аппарата ГД в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота ГД.

Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе.

Одновременно в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления документа, список тех, кто его внес, сведения о прохождении законопроекта в ГД, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом. То есть в СОЗД можно отследить прохождение законопроектом всех этапов.

Поступившие документы Председатель ГД направляет в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям (ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента ГД).

Затем прошедший проверку документ направляется в Совет Государственной Думы. В состав Совета входят Председатель ГД, Первые заместители Председателя ГД, заместители Председателя ГД, руководители фракций.

Совет может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, но если все в порядке, Совет назначает ответственными за документ один или несколько комитетов ГД и включает его в примерную программу работы Государственной Думы.

Далее основная работа над законопроектом идет в ответственном комитете.

При этом для работы над документом могут привлекаться эксперты, представители профессиональных и научных сообществ, создаваться различные рабочие группы, в которых ведется анализ предложений по совершенствованию законопроекта, проводиться парламентские слушания, круглые столы и т. д.

Например, после внесения в Государственную Думу проекта закона о совершенствовании пенсионного законодательства проводились парламентско-общественные слушания, по итогам которых была создана рабочая группа. Она продолжит свою деятельность и после того, как закон будет подписан Президентом страны.

После того, как ответственный комитет проведет заседание и рекомендует депутатам поддержать или отклонить законопроект, начинается рассмотрение документа на пленарных заседаниях.

В Государственной Думе законопроект проходит три чтения

Первое чтение

В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции. Обычно во время пленарного заседания с докладом выступает субъект права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представитель. С содокладом выступает представитель ответственного комитета.

Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением ГД.

Если по итогам ания предложение о принятии проекта в первом чтении не набрало необходимого числа , то он считается отклоненным без дополнительного ания.

Решение об отклонении законопроекта также оформляется соответствующим постановлением ГД. Отклоненный документ дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Второе чтение

После того, как ответственный комитет на заседании вновь обсудит документ и поступившие к нему поправки, приходит время второго чтения. На этом этапе законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок. Их ответственный комитет представляет в виде таблиц:

  • таблица поправок, рекомендуемых к принятию и включенных в текст законопроекта;
  • таблица поправок, рекомендуемых к отклонению;
  • таблица поправок, по которым не было принято решений.

Принятый во втором чтении документ направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта. После этого проект вместе с заключением Правового управления Аппарата ГД представляется ответственным комитетом в Совет ГД. Тот включает его в проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении.

В СМИ второе чтение часто называют основным — это связано с тем, что именно в этом чтении законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании наиболее подробно.

Третье чтение

В третьем чтении законопроект принимается в целом — допустимы лишь редакционные уточнения. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета. Перед анием допускаются выступления представителей фракций.

В исключительных случаях по требованию фракций председательствующий обязан поставить на ание вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение в Совете Федерации

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат:

  • федеральные конституционные законы;
  • законы о поправках в Конституцию;
  • финансовые законы;
  • законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.

Остальные законы, поступившие из ГД, Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с принятием закона.

Подписание закона Президентом

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, и в течение 14 дней глава государства подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент в течение двух недель с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. 

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если самими законами не установлено другое.

Как принимаются законы в РФ

Источник: http://duma.gov.ru/news/28305/

Госдума разъяснила, как инициатива становится законом

На рассмотрении или на рассмотрение как правильно | Закон и право

На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий материал. В нем поясняется, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит документ и в чем особенности каждой из них, кто подписывает финальный вариант текста.

Так, подчеркивается, что не каждая инициатива становится законом. Также перечисляются лица, которым принадлежит право законодательной инициативы.

К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Законопроекты могут инициировать Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации – однако только по вопросам, касающимся их ведения (ст. 104 Конституции Российской Федерации).

Поступающий в Госдуму законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы, регистрируются в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Госдумы с присвоением уникального регистрационного номера.

В свою очередь, в Системе обеспечения законодательной деятельности на документ заводится электронная регистрационная карта, в которой отражается необходимая информации о проекте (начиная с даты его поступления, списка инициаторов и сведений о прохождении в Госдуме и заканчивая данными об одобрении Госдумой или о принятии и рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и о подписании Президентом РФ).

Затем документы направляются в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям, после чего поступают в Совет Госдумы.

Последний может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, либо сразу включить его в примерную программу работы Госдумы, назначив при этом ответственный за документ комитет (или несколько комитетов), который проведет основную работу над законопроектом (с привлечением экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, созданием рабочих групп для анализа предложений по совершенствованию инициативы, проведением парламентских слушаний, круглых столов и т. д.). Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению депутатами законопроект подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях.

Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии:

  • первое чтение (рассматривается концепция законопроекта, оценивается его актуальность и практическая значимость, соответствие Конституции РФ, заслушивается доклад разработчика документа и проводится ание за его принятие в первом чтении – если не будет собрано достаточное количество , то законопроект будет считаться отклоненным);
  • второе чтение (предусматривает более детальное обсуждение законопроекта с различными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц, в случае принятия законопроекта во втором чтении он направляется в ответственный комитет для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, а после этого вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы, который включает его в проект порядка работы Госдумы для рассмотрения в третьем чтении);
  • третье чтение (заслушивается доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций, проводится ание за принятие документа в целом).

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства РФ и иными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Госдумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы.

Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.

Наконец, последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации.

Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно.

При этом, если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то Президент должен будет подписать его и обнародовать в течение семи дней.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом.

Что касается вступления законов в силу, то, по общему правилу, они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования.

Однако в самом документе может быть указан иной срок вступления его в силу (в виде конкретной даты или периода, по истечении которого нормы закона начнут действовать).

Документы по теме:

Конституция Российской Федерации

Источник: https://www.garant.ru/news/1291321/

О сроках рассмотрения письменного обращения граждан

На рассмотрении или на рассмотрение как правильно | Закон и право

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.
 

Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан

Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ. 

Значение установленных сроков заключается в том, что они:

— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
— способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей.

По общему правилу, — государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст.

3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами.

Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и других отраслей права.  

Подробнее об этом здесь.

Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание! 

На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения

Подробнее о сроке, а точнее — о сроках:

3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.). 

В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч​. 2 ст​.

10 ​Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение​, ​​что подтверждается и судебной практикой.

Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.​п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки. 

в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-​либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). ​То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. ​Без учета почтовой доставки. 
в случае перенаправления ​обращения, ​с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения​:​ +30 дней к максимальному сроку, который ​рассчитан в​ыше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня​Без учета почтовой доставки. 

​Из личной практики следует, что довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют​ся уже с нарушением сроков, т.к. это уведомление должно быть направлено до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.​ 

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/3/24/o_srokah_rassmotreniya_pismennogo_obrascheniya_grazhdan

Pravovoe-obesp
Добавить комментарий