Охота на зайцев: как работают столичные контролеры

В столичном транспорте орудуют фальшивые контролёры

Охота на зайцев: как работают столичные контролеры

ГУП «Мосгортранс» ввёл новую штрафную квитанцию – с несколькими степенями защиты. Защищаться есть от кого: отловом «зайцев» в столичном наземном общественном транспорте занимаются не только «лицензированные охотники» – контролёры «Мосгортранса», но и «браконьеры», лжеконтролёры.

Несмотря на повсеместный ввод автоматических пропускных систем, лжеконтролёры продолжают вымогать у нарушителей штрафы, на порядок превышающие установленные.

Есть несколько простых признаков, по которым пассажир может отличить настоящего контролёра от поддельного, однако до сих пор многие горожане об этом не знают, чем и пользуются мошенники.

«Нередко мошенники требуют несколько тысяч рублей, – рассказывает начальник отдела билетного контроля ГУП «Мосгортранс» Виктор Богданов. – Недавно к нам обратилась женщина, у которой лжеконтролёры забрали 20 тыс. рублей».

Это был, конечно, вопиющий случай в смысле требуемой суммы, но по сути своей классический. Женщина воспользовалась для проезда чужой «Социальной картой москвича». Именно такой вид нарушения стал наиболее распространённым после того, как на всех маршрутах в Москве поставили турникеты.

Чтобы просто пройти без билета, теперь нужна определённая ловкость, в том числе и физическая. Проще прихватить с собой социальную карту бабушки и кататься по ней бесплатно. Именно такую нарушительницу и поймали мошенники. Они стали угрожать ей тюремным заключением и фантастическим штрафом в 80 тыс. рублей.

Бедная женщина была рада, когда в итоге ей удалось сговориться всего-то на 20 тыс. рублей, которые она наскребла у себя дома. Видимо, позже более трезвомыслящие родственники просветили женщину по поводу штрафов в общественном транспорте: она обратилась в милицию, было заведено уголовное дело.

Однако перспективы этого дела весьма туманные: контролёров-мошенников ловят крайне редко. Силами «Мосгортранса» и вовсе ни одного не поймали. Во-первых, далеко не все облапошенные пассажиры обращаются в милицию: хотя бы потому, что так и остаются в неведении о том, что их обманули.

Во-вторых, не все запоминают приметы (вошли два амбала, что тут ещё скажешь?). Между тем отличить настоящего контролёра от ненастоящего в Москве не так уж и сложно. Прежде всего настоящий никогда не попросит штраф больше чем 100 рублей (это установленный законом штраф за безбилетный проезд) и не будет отнимать социальную карту вашего дедушки.

В худшем случае отведёт вас в милицию с этой картой, где (опять же в худшем случае) документ изымут и выдадут дедушке новый – уже без права использовать его для проезда. При этом никакой уголовной ответственности не предусмотрено. Да и штраф всё тот же 100-рублёвый.

Более того, как правило, настоящие контролёры и не грозят милицией (ну разве что если «заяц» попался буйный или слишком упорный). Водить пассажиров в отделение – лишняя работа, которая отвлекает контролёра от основного его занятия. Он обязан обратиться в органы, только в случае если обнаружил поддельные проездные документы. Подделка – это уже криминал.

Вообще, штрафы для контролёров не самоцель, убеждают в «Мосгортрансе». Дело в том, . Впрочем, только психологическим портретом настоящего охотника на «зайцев» в «Мосгортрансе» не ограничиваются. Есть и вполне формальные признаки, причём они совершенствуются.

Так, с 15 марта этого года у контролёров «Мосгортранса» появились квитанции нового образца. Прежние, размером 11 на 8 сантиметров, хоть и имели определённую защиту, всё же без особых проблем ксерились. Классика жанра: устраивается человек контролёром. Набирает квитанций, ксерит их и работает себе в карман.

Или просто увольняется с кучей заветных бумажек на «вольные хлеба». Теперь такую схему провернуть будет сложнее. Новая штрафная квитанция состоит сразу из двух скреплённых разноцветных листов (синего и жёлтого) 18,5 на 13,5 сантиметра. Она имеет несколько степеней защиты, в том числе и микрошрифт.

Если отксерить такую бумажку, этот шрифт попросту не пропечатается. Так что пассажирам теперь имеет смысл брать с собой лупу и, изучив квитанцию, внимательно следить за действиями контролёра.

Контролёр же должен заполнить бланк в двух экземплярах (через копирку) и отметить в квитанции не только контактные данные нарушителя, которые, кстати, никто не обязывает сообщать, но и свои контактные данные. Один листок отдаётся пассажиру, другой – по окончании смены сдаётся в контору.Другие отличительные черты настоящего контролёра таковы.

Он должен быть в форме, установленной в 2006 году: в белой рубашке с чёрным галстуком, форменных чёрных брюках и чёрной же куртке с нашивкой «Мосгортранс». Кроме того, при себе у него должно быть удостоверение.

Это ламинированная карточка размером 8 на 11 сантиметров с голограммой, в левом нижнем углу – фотография, заверенная печатью, на документе проставлен номер, указаны фамилия, имя, отчество владельца и имеется подпись начальника отдела кадров. Кроме того, карточка ежеквартально должна обновляться.

Кстати, не так давно контролёров заставили входить в салон через первую дверь и проходить с помощью бесконтактной карты через турникет: электроника отслеживает передвижения «охотника» по вверенным ему маршрутам. Так что обратите внимание на то, как входит контролёр.

Наконец, у контролёра пассажир может потребовать предъявления наряда на маршрут – этот документ меняется ежедневно. Есть и ещё один признак. Московские контролёры на наземном общественном транспорте работают в две смены: с 8 до 17 часов и с 12 до 21 часа.

Так что, если пассажир увидит проверяющего раньше 8 утра и после 9 вечера, он смело может его проигнорировать. Контролёр наверняка обидится, но тут уж ничего не поделать – работа у него такая нервная. Сейчас в «Мосгортрансе» числится около 300 проверяющих, каждый из которых проверяет по 25–40 машин за смену. Недокомплект контролёров – около 30%. Мало кто хочет на такую работу. При этом недостатка в пойманных «зайцах» нет не только у беспринципных мошенников, но и у честных контролёров: за прошлый год они выловили 300 тыс. безбилетников, а в этому году, судя по первым месяцам (в январе выписано 27 тыс. штрафов, в феврале – уже 30,5 тыс.), будет и того больше. Все эти деньги идут на обновление подвижного состава «Мосгортранса», а отнюдь не туда, куда подумал читатель.

Источник: https://versia.ru/v-stolichnom-transporte-oruduyut-falshivye-kontrolyory

Турникеты в транспорте убрали, контролеры появились: охота на столичных

Охота на зайцев: как работают столичные контролеры

С 1 января 2018 года в Москве в автобусах и трамваях на 72 маршрутах убрали турникеты. Зайцы, они же безбилетники, не заставили себя ждать. Только за первую рабочую неделю года удалось поймать полторы тысячи человек.

Общая сумма штрафов, упавшая в копилку городского бюджета, составила полтора миллиона рублей. Чтобы соблазн проехаться зайцем был не так велик, на маршруты вышли усиленные бригады контролеров.

«МК» отправился в рейд и узнал секреты их работы — как справляются со стрессом, ловят провокаторов и кого могут прокатить бесплатно.

фото: Геннадий Черкасов

Трамваи без турникетов в Москве ходили и раньше. Полтора года назад их в экспериментальном порядке убрали с маршрутов на севере столицы — №28 и №15. Еще раньше они исчезли из чешских трамваев — №30, 31, 6. Контролер Юлия Романовская работает в них уже три года и застала тот момент, когда пассажирам только разрешили входить во все двери.

— Я бы не сказала, что тогда резко стало больше зайцев, — говорит Юлия. Мы садимся у метро «Войковская» в трамвай 31 и отправляемся в рейд. — Больше стало тех, кто не проконтролировал оплату проезда. Зашел, не глядя приложил билет к валидатору и побежал места занимать. Пассажирам же нужно убедиться в оплате проезда, это их обязанность.

Юлия работает не одна — с напарником Дмитрием Бокаревым и сотрудником «Мосгортранса». Лучше, когда в паре есть мужчина: пассажиры могут и пнуть, и полезть в драку…

— Один раз было, что моего напарника ударили, видеозапись предоставили сотрудникам полиции, уголовное дело возбудили, — говорит Юлия и показывает мне небольшой видеорегистратор на груди. Он нужен для защиты и пассажиров, и контролеров.

В трамвай контролеры заходят по своей схеме: Юлия — во вторую дверь, а Дмитрий — в третью или четвертую. Идут к центру. С нашим появлением в вагоне безбилетники выдают себя сами — подскакивают с мест и бегут в сторону дверей.

Кто такие столичные зайцы? Портрет их расплывчат. Не угадаешь, кто станет вести себя агрессивно или начнет уползать от контролера по полу, пока тот якобы не видит.

— Смешно, но чаще всего убежать безбилетникам советуют люди, которые сами купили билет и оплатили проезд, — рассказывает Юлия. — В любом случае мы не держим никого в вагоне силой, хотя можем доставить безбилетника в отделение полиции. Но мы вызываем наряд на конечную остановку.

Хотя и у полиции своих забот полон рот. Юлия рассказывает: недавно 40 минут ждали наряд. Могут не приехать — «извините, на все отделение одна машина»: уголовные дела важнее разборок с зайцами.

…Доезжаем на трамвае до Строгино, выходим и едем в обратную сторону. Вот так Юлия с напарником и курсируют всю смену, меняя маршруты. Обойдя всех пассажиров в новом вагоне, они садятся на сиденья лицом друг к другу.

— У меня там три бабушки, — говорит Юлия.

— А у меня только мужик, — отвечает на ее пароль Дмитрий. Человеку не в теме такие заговоры кажутся странными, хотя на самом деле все просто: просто три бабушки и мужчина не оплатили проезд сразу, на входе.

— У нас вот история была, — подхватывает разговор Дмитрий. — Едем в сцепленном трамвае, во втором вагоне. Заходит девушка из Республики Таджикистан. И садится. В вагоне больше никого. Мы пару остановок подождали и говорим: мол, девушка, предъявите билет. Она так спокойно нам отвечает: «Я хочу купить билет, но не могу — там же водителя нет». Ну да, во втором-то вагоне его и правда нет…

По словам Юлии, в день они ловят около десяти зайцев. И это число с годами только увеличивается. Не критически, но медленно растет. «Полторы тысячи человек за одну неделю даже по всей Москве — это много», — говорит она о январских показателях.

фото: Геннадий Черкасов

Кстати, мы узнали тайну, волнующую всех безбилетников, — плана по зайцам у контролеров нет. И специально за вами никто не охотится. Даже наоборот.

— Едем недавно, двери открываются, школьники заходят, видят нас и тут же выскакивают назад, — рассказывает Юлия, смеясь. — Мы им кричим: заходите обратно, ребята, холодно же на улице!.. Детей мы в любом случае не высаживаем.

Отдельная категория граждан — любители концертов. Одного такого мы встретили в другом трамвае. Стоит в конце вагона мужчина лет 35. Рубашечка голубенькая, шарфик шелковый, пальто бежевое накинуто на плечи. Чисто стиляга.

— Почему я должен верить, что вы контролеры? — с наездом начал разговор франт.

Однако Дмитрий и Юлия грубить не могут: крайне вежливо они показывают ему удостоверение и план работы. Мужчина внимательно изучает бумагу. Удостоверившись, делает недовольное лицо и протягивает… социальную карту, бесплатную. Кому нужно было это представление?

Понятно, что работа с людьми всегда не сахар. Но почему же каждый считает своим долгом накричать на контролера?

— Я в четверг выносила постановление девушке, вокруг собралось человек восемь, — вспоминает Юлия. — И дедушка какой-то возмущается, и женщина кричит мне: «Как вам не стыдно!»

У каждого работа своя, — вздыхает девушка. — Нас никогда не полюбят, мы выносим штрафы. Нужно быть стрессоустойчивыми, вежливыми, но строгими.

Рецепт у Юлии простой — не принимать близко к сердцу: «Если совсем тяжело, пьем с напарником успокоительное. Пустырничек в капсулах…»

Тяжелее всего с провокаторами. Одну такую истеричную даму 49 лет недавно удалось поймать.

Когда Юлия и Дмитрий встретили ее в первый раз, дама с контролерами не разговаривала, молча снимала на телефон и толкала локтями. Билет, правда, дала. Жаль, что использован он был еще год назад.

Во вторую встречу женщина устроила фееричный скандал с игрой на публику и инфарктом. Ее не привлекли: уходит, да и пусть идет.

— И тут я недавно вижу — снова она! — рассказывает, явно нервничая, Юлия. — Я уже 10 человек проверила, потом к ней подошла, а она сидит по телефону болтает. Говорит в трубку, мол, опять подошли эти вымогатели. И тут же брань, крики: «Я сейчас вызову «скорую»! Ну, мы вызвали наряд полиции, он как раз одновременно со «скорой» к «Войковской» подъехал.

Медики даму проверили — здорова, хоть в космос. В отделении полиции у нее случился приступ амнезии: она забыла свои имя и фамилию и даже адрес назвать не смогла.

— Она хотела написать на нас заявление, — вспоминает Юлия, — Мы и сами можем: она пинала, дралась. Она испугалась, передумала…

Контролеры действительно люди терпеливые. И к себе они просят у пассажиров хоть капельку терпения. Понятно, что цены нынче кусаются, и иногда проще зайцем проехать одну остановку. В любом случае не контролеры эти цены назначают, и не им держать за них ответ. А если уж вы решили сэкономить — то хотя бы не портите чужие нервы.

…Наконец, уже в районе станции «Сходненская», нам попался настоящий заяц. Мужчина южной внешности спокойно стоял в конце вагона. Он не пытался убежать или начать спорить.

Просто отдал паспорт и дождался, пока Дмитрий тщательно заполнит постановление на штраф. «Денег нет, вот даже тут на карте не хватило», — объяснил он свой проступок. Мужчина забрал свои документы и вышел из вагона.

«Вот были бы все такие», — вздохнули Юлия и Дмитрий и поехали дальше…

Любовь Кулябко

Источник

Источник: https://1001.ru/articles/post/turnikety-v-transporte-ubrali-kontrolery-poyavilis-ohota-na-stolichnyh-zaicev-36673

Охота на зайцев: как работают столичные контролеры

Охота на зайцев: как работают столичные контролеры

В ГКУ «Организатор перевозок» подсчитали штрафы. Оказалось, что за прошедший год более полумиллиона пассажиров пытались проехать на городском общественном транспорте бесплатно, за что были оштрафованы на общую сумму 632 млн рублей. Менее 1% от всех перевезенных пассажиров, около 578 тыс. человек, попытались избежать оплаты проезда.

«С начала 2019 года контролеры ГКУ «Организатор перевозок» оштрафовали 543 тыс. пассажиров за безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте Москвы и 35 тыс. пассажиров за использование чужих социальных карт», — сообщил руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Павел Павлов.

На текущий момент штраф за безбилетный проезд составляет 1 тыс. рублей и 2,5 тыс. рублей — за использование чужой социальной карты. «Выгоднее оплатить проезд и проехать 26 раз легально и законно, нежели один раз нарушить и получить штраф», — считает Павел Павлов.

Откровенно злостных неплательщиков не так уж и много. Добровольно оплачено 438 млн рублей штрафов, остальная сумма пришлась на взыскание через судебных приставов.

Кто такие зайцы

Принято считать, что зайцы — это молодежь, но на самом деле типичный безбилетник — чуть старше. «Если говорить без гендерной принадлежности, то это активная категория граждан, экономически активная. Возрастом от 26 до 32 лет», — отметил руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Павел Павлов.

Студенты и школьники чаще всего имеют право на бесплатный проезд, но и тут могут возникать проблемы: не прикладывают карту к валидатору или убирают ее, не дождавшись автоматической отметки. Среди пассажиров распространено мнение, что проезд можно оплачивать до первой остановки, поэтому некоторые упускают возможность приложить карту к валидатору на входе.

Благодаря данным ГКУ «Организатор перевозок», можно отметить, в каком районе живет больше всего нарушителей проезда. Автобусный маршрут «МЦ1», который курсирует между метро «Лесопарковая» и ММЦ УФМС, стал лидером по безбилетному проезду — здесь зафиксировано почти 17,5 тыс. зайцев.

На самом проблемном трамвайном маршруте № 17 Медведково–Останкино за неоплату проезда контролеры оштрафовали около 11,3 тыс. человек. На троллейбусе больше всего безбилетников обнаружено на маршруте № 72 Проезд Карамзина – метро «Варшавская»: здесь проезд не оплатило около 4,5 тыс. пассажиров.

Что делают контролеры

Контролер — профессия непростая. Ежедневно контролеры ГКУ «Организатор перевозок» совместно с контролерами ГУП «Мосгортранс» проверяют более 4,5 тыс. транспортных средств, максимально охватывая все маршруты городского транспорта. В первую очередь они идут на те маршруты, где фиксируется самое низкое количество валидаций, то есть, предположительно, больше всего зайцев.

Ежедневно на наземном транспорте работает более 250 контролеров ГКУ «Организатор перевозок».

В этом году были усилены мобильные группы контролеров, которые не привязаны к конкретному маршруту, передвигаясь по разных маршрутам всего округа и создавая эффект тотального присутствия.

Они выходят на маршруты в течение всего дня: на самые ранние и самые поздние маршруты, и даже ночные, то есть контроль осуществляется 24 часа в сутки семь дней в неделю.

Подобная схема работы приносит свои плоды. В этом году число задержанных за нарушение оплаты проезда почти в два раза больше чем в прошлом: 578 тыс. против 351 тыс. соответственно.

Контролер проверяет билет с помощью специального устройства. В случае если у пассажира отсутствует билет, социальная карта или время последней валидации не совпадает со временем поездки, контролер выписывает постановление об административном нарушении. При этом острые конфликтные ситуации происходят крайне редко.

На вызов представителя ГКУ «Организатор перевозок» и «Мосгортранс» оперативно откликаются внутренние службы метрополитена или полиция через звонок в службу «112». Если конфликт усиливается до приезда полиции, контролер старается всеми способами успокоить пассажира и не провоцировать его на большую агрессию.

Следует всегда помнить, что контролер — это должностное лицо и за любое противоправное действие пассажир понесет уголовную ответственность.

Зачем платить за проезд

Всем потенциальным зайцам стоит знать, что стоимость проезда в общественном транспорте покрывает множество расходов на его содержание.

По сути, из наших билетов складываются зарплаты профессиональных водителей и машинистов, персонала, отвечающего за безопасность пассажиров и эксплуатацию транспортных средств, уборщиков.

Также деньги, вырученные с продажи билетов, покрывают расходы на закупку новых автобусов, трамваев и электробусов.

Как можно понять, качество услуг на общественном транспорте находится в прямой зависимости от добросовестности оплаты проезда. Благодаря средствам, вырученным с проездных билетов, система общественного транспорта в Москве стремительно развивается.

К примеру, перехватывающие парковки обустраиваются возле станций метро, МЦК и МЦД за пределами центра Москвы, чтобы дать возможность едущим с окраин или из области водителям оставить машину и пересесть на общественный транспорт.

Более того, департамент транспорта предлагает пассажирам небольшие бонусы: если совершаешь две поездки на метро, МЦК или МЦД — парковка бесплатная. Со списком перехватывающих парковок можно ознакомиться на сайте parking.mos.ru или в приложении «Парковки Москвы»

К слову, административное наказание в виде штрафа, превышающего стоимость проезда в 26 раз, — не самое большое в Европе.

К примеру, во Франции с регулярными неплательщиками борются тюремным наказанием: достаточно пять раз проехать зайцем, и вас ждет тюрьма на полгода.

В Польше штраф не только в 78 раз больше стоимости проезда, но в случае его неуплаты начисляются проценты, а информация о неплательщике попадает в реестр должников, что отражается на кредитной истории гражданина.

Источник: https://iz.ru/959562/kristina-sumskaia/okhota-na-zaitcev-kak-rabotaiut-stolichnye-kontrolery

Охотники за зайцами: как работают контролеры в электричках

Охота на зайцев: как работают столичные контролеры

О том, что такое секретные коды на билете, когда нельзя нажимать на стоп-кран, кто и как штрафует самих контролёров и почему некоторые стремятся работать в ночные смены, корреспонденту «МИР 24» рассказала бывший контролер на электричках Наталья. 

Как стать контролером в электричке

Я просто пришла по объявлению. Со мной провели собеседование. Рассказали, что придется делать, сколько часов работать, есть ли ночные выезды, как происходит оплата, премирование, штрафы, какие проверки будут.

Спросили, насколько я стрессоустойчива, как я буду реагировать, когда кто-то начнет буянить. Я спросила, нужно ли специальное образование, чтобы стать контролером. На тот момент у меня было среднее образование. Сказали, что нет.

Что будет двухнедельное обучение (стажировка), где мне все покажут и объяснят.

Так и было. Две недели меня обучали на практике: как говорить, пользоваться терминалом, вести специальный дневник. В этом дневнике нужно писать, сколько штрафов ты выписала и на какую сумму, сколько билетов ты продала, с какой электрички на какую ты пересела. Мы ездили вдвоем с другим контролером, у которого я училась «обилечивать» пассажиров, правильно разговаривать с ними.

Нужно выучить номера станций, которые надо пробить, чтобы продать билеты. Надо знать, на каких станциях сегодня не работает касса. Об этом каждое утро предупреждают всех контролеров. Потом, когда выходишь на работу, продолжаешь ездить в паре с другим контролером. Бывает, что ездят по одному – но только на маленьких, 4-вагонных электричках, например, как «Калуга-Фаянсовая».

Форму нам выдавали летнюю и зимнюю. Стираешь ее сама, дома – как тебе удобно. Можешь хоть каждый день стирать, главное – выглядеть опрятно. Форма удобная. Зимняя очень теплая, хоть и легкая.

После стажировки начинается испытательный срок – три месяца. Если ты увольняешься после него, заранее предупредив, то никаких проблем не будет. Там все официально, все по-белому.

Рабочая смена

Рабочий день начинался с самой первой утренней электрички – до 14.00. Потом с 14.00 до 20.00 или 21.00.

  Если ночная смена, то ты едешь на последней электричке весь маршрут, потом ночуешь в специальной комнате для контролеров, и утром обратно возвращаешься на первой электричке назад. Мне повезло, в ночную смену я ни разу не попала.

Хотя, получается, что ты работал часа три или чуть больше, а тебе заплатили, как за рабочий день. Многие в ночные смены стремятся, но меня эта идея не очень радовала.

Днем есть обед. Контролер может спокойно пообедать прямо в вагоне, если он взял еду с собой. Когда у меня были перерывы между электричками, я обедала в кафе или в специальной столовой на вокзале.

Про секретные коды

Я узнала, как контролеры могут быстро понять, действительный ли билет ему показывает пассажир или нет. Дело в том, что каждое утро назначается секретный код на этот день, на все рейсы.

Он состоит из четырех цифр. Все контролеры узнают его, когда утром приходят брать инвентарь и чеки. Например, сегодня код 1234.

Контролер, проверяя билеты, первым делом смотрит на эти цифры в особом месте билета.

Если код правильный, значит, билет действительный. Но если все совпадает: и дата, и название станции, а код – нет, значит, билет поддельный, или просроченный. Если с кодом все в порядке, мы смотрим другие параметры: куда едет пассажир, где он сейчас. Если, например, у него билет до Азарова, а сам едет дальше – до Балабаново, то просим его пройти на выход.

Вежливость и безопасность

Контролеру запрещается быть агрессивным, отвечать злостью на злость. Нужно быть вежливым, спокойно разговаривать, не доводить пассажиров до истерики. Если контролер вступит в перепалку, лицо фирмы потеряется. Нам давали инструкции: не спорить, улыбаться: «Все нормально, хорошего дня, счастливого пути!».

За нашу безопасность отвечает служба охраны поезда. На двух контролеров два представителя этой службы. Вызвать охрану можно по сотовому телефону – как правило, у нас есть номера охранников. Или вызываешь машиниста поезда через кнопку громкой связи.

Были случаи, когда молодежь пьяна, не хочет платить и не хочет высаживаться. Тогда вызываем охрану. Но она силу применяет далеко не сразу. Сначала пытаются договориться, объяснить все словами. Если не понимают, тогда в ход идут более жёсткие методы.

Еще мы можем вызвать охрану, если встретили в вагоне «продавальщика». Продают носки, зонты всякие. Контролер может попросить показать разрешение на торговлю. Если его нет, то мы можем вежливо попросить человека покинуть поезд или вызвать охрану.

Есть ли у контролеров план по штрафам?

Да, как и у кондукторов, и у гаишников, у контролеров есть план, на какую сумму нужно собрать штрафов в месяц. Скажем, на 50 тысяч рублей. Если тебе удается собрать эту сумму, ты можешь получить премию до 100% от оклада. Оклад начинается от 20 тысяч и выше.

У моих коллег, с кем я работала, могло выйти по 70 тысяч в месяц вместе с премией. Или 15 тысяч, если штрафуют самих проводников (об этом – подробности дальше). Если ты хочешь заработать больше, ты можешь выйти на дополнительные ночные или дневные смены.

Премию получат те, у кого не было косяков, кто хорошо работал, в общем. 

Если в один поезд попадают две команды из разных компаний – например, калужская и московская – то они «делят» состав пополам. Например, первая группа идет проверять билеты с середины до конца, а вторая – с начала до середины поезда.

Как правило, они знают заранее, что попадут в одну электричку, и поэтому спокойно расходятся: поздоровались-пообщались, поняли друг друга, развернулись и пошли по своим сторонам. Иногда бывают и неожиданные встречи. Ты идешь-идешь, и в середине электрички встречаешь другую команду.

Без ссор, без ругани, спокойно решаем вопрос. Все работают в одной сфере, и команды стараются не ругаться со своими.

Кто и как контролирует контролеров

Есть так называемые «тайные пассажиры». Это кто-то из начальства или бывших контролёров. Они ездят на рейсах, и смотрят, как обилечивают контролеры, как они общаются, все ли записывают в дневник.

Могут подсунуть тебе старый билет, либо билет, купленный на завтрашнее число. Могут начать упрашивать: «Возьмите двести рублей, у меня денег больше нету, ничего нету!».

И если ты попался на удочку, тебя ждут разбирательства и штрафы.

Подставной пассажир достает «корочку», где написано, что он из проверки, и приглашает тебя сесть рядом: «Будем проверять вашу кассу». Ты садишься, он считает деньги, и если находят не учтенные, то это засчитывается, как нарушение.

Могут просто оштрафовать, а могут лишить премии. Поэтому не удивляйтесь, что контролеры в электричках часто наотрез отказываются «войти в ситуацию», ведь мы это делаем на свой страх и риск.

Я иногда, конечно, иду навстречу какой-нибудь безбилетной маме с ребенком, но знаю, что делаю это себе в ущерб.

Часто еще бывает, что молодые люди пытаются с тобой познакомиться, заговорить зубы, чтобы дольше проехать, и выйти на той станции, которая им нужна. А еще бывают перебежчики, которые бегают от контролеров из вагона в вагон.

Тут надо либо быстро зайти в тот вагон, куда они бегут, либо закрыть на это глаза: ты же не будешь бегать за ними вечно. На это, видимо, и расчет.

Обычно, когда мы замечаем таких бегунов, мы с другим контролером делимся, и идем с двух концов поезда.

Экстренные ситуации

У меня однажды загорелась электричка. Возникло замыкание, один вагон задымился, поднялась паника, и мне, как сотруднику железной дороги, нужно было перевести людей в соседний вагон. Но начался переполох: все бегают, орут.  Это было очень тяжело.

Приходилось даже повышать голос, чтобы успокоить их и вывести в другой вагон. Электричка ведь остановиться не может, она едет. В общем, мы ехали до следующей станции, люди вышли, прибежали ремонтники, быстро выяснили, почему все задымилось, и решили проблему.

Электричка поехала дальше.

Часто нажимают на стоп-кран. Особенно, это делает молодежь. Если нажать на стоп-кран, электричка не резко останавливается, а идет на торможение.

Но если скорость уже набрана, и нажимают на стоп-кран, электричка может сойти с рельсов. Поэтому часто на полном ходу он просто не работает.

Если ты что-то забыл на перроне, ты можешь нажать на стоп-кран, и выскочить за вещами. Но не на полном ходу.

Отношения с руководством, поощрения и штрафы

Про руководство нельзя сказать, что оно доброе. Очень строгие люди, не обращают внимания на какие-то жизненные обстоятельства контролеров. Некоторые, например, не могут ночью работать, а их заставляют. Бывают ситуации, когда входят в положение, но, в основном, всем наплевать.

Поощрения такие: раз в год тебе предоставляется путевка, ты можешь куда-нибудь съездить отдохнуть бесплатно. Но в пределах России, и только по железной дороге. И количество направлений – ограниченно.

Корпоративные праздники обычно проходят скромно, если только коллектив сам решит себе его устроить. А так, просто поздравления от начальства, маленькие подарочки в виде денег или на Новый Год – бутылки шампанского и коробки конфет. На День железнодорожника всех поздравляют, могут выплатить небольшую премию, но так это обычный день, и он проходит рутинно.

Источник: https://mir24.tv/articles/16315789/kontrolery-v-elektrichkah-kak-oni-rabotayut

Охота за зайцами. Как контролёры ловят безбилетников

Охота на зайцев: как работают столичные контролеры

Как вы думаете, куда бегут эти люди? Может, быть они опаздывают на электричку? Нет. Они только что выбежали из одного вагона и спешат перебежать через несколько вагонов, пытаясь обмануть кассиров-контролёров, совершающих рейд по пресечению безбилетного проезда. Контролёры тоже люди опытные, все «заячьи» трюки они знают наизусть.

Мне довелось понаблюдать за противостоянием контролёров и безбилетников.

Чтобы успеть к началу рейда, выезжаю рано утром на первом электропоезде. Мой путь лежит в сторону области. Мимо проплывают подмосковные пейзажи и станции Павелецкого направления Московской железной дороги.

Платформа Ситенка в Ступинском районе Московской области. Сегодня утренний рейд начнется отсюда. Места живописные, синее небо с белыми фактурными облаками, густая зелень, слышно пение соловьев.

Прибывает электропоезд. Сегодня на линии работает бригада из трех кассиров-контролёров и трех сотрудников охраны. Основная задача: выявить безбилетных пассажиров и убедить их оплатить проезд. Законопослушные пассажиры спокойно предъявляют билеты, контролеры проверяют и желают счастливого пути.

Безбилетники вскакивают с мест и начинают убегать от контролеров по составу.

Если у пассажира нет билета, ему предлагается оплатить проезд на месте. В таком случае, кроме стоимости по тарифу придется оплатить сбор в размере ста рублей. Это при условии, что на станции отправления работала касса, если касса была закрыта, то взимается только стоимость проезда.

Сейчас все большее распространение получают электронные билеты и карты. У кассиров-контролёров также есть мобильные терминалы, данные с которых передаются в единый центр.

Продвинутые пассажиры вовсю пользуются мобильными приложениями, благо смартфоны сейчас есть почти у каждого. Девушка оплатила закончившийся проездной.

Очень многие пользуются картами «Тройка» и «Стрелка». Это удобно и помогает сэкономить время и деньги.

Система по проверке билетов и пресечению безбилетного проезда выстроена глобальная. Помимо кассиров-контролёров и сотрудников охраны в ней задействованы ревизоры, аналитики, есть даже «тайные покупатели».

В основном бригады работают до зоны действия абонемента «Большая Москва». Самый распространенный способ обмана среди безбилетников — покупка билета на одну зону, чтобы пройти турникет на станции посадки, и абонемента «Большая Москва», чтобы выйти около метро.

Таким образом, большая часть поездки является неоплаченной, но проходятся все турникеты.

Кассиры-контролёры пресекают такие квази-схемы. Даже если «зайцы» не будут обилечены, для них создается постоянное чувство дискомфорта. Это должно подтолкнуть их к приобретению билетов на следующую поездку.

На станциях и платформах безбилетники пытаются перебежать из вагонов, где идет проверка, в вагоны, где уже билеты проверены. Сейчас это редко помогает. Контролёры могут развернуться и пойти в другом направлении. На дальних утренних рейсах или специальных рейдах работают бригады по шесть кассиров.

Будучи застигнуты контролёрами, безбилетные пассажиры начинают придумывать отговорки. Одна из популярных: «нет наличных денег».

На этот случай контролёры оснащаются мобильными терминалами для оплаты банковскими картами. Правда, чаще всего выясняется, что причина нежелания оплачивать вовсе не в отсутствии наличных.

Я не буду много говорить про связь уровня сервиса и необходимости оплаты за проезд. Невозможно поддерживать электрички в хорошем состоянии, если половина пассажиров норовит проехать бесплатно. Кстати, в последнее время безбилетников стало меньше. В некоторых электропоездах их практически нет, но для этого нужно планомерно и целенаправленно работать несколько месяцев или даже лет.

По существующему законодательству кассир-контролёр не имеет права никак воздействовать на безбилетников кроме убеждения.

Отказавшемуся от оплаты безбилетнику можно выписать штраф в размере 1025 рублей, но до этого доходит редко, если пассажир адекватный, проще оплатить проезд и сто рублей сверху.

Перевозчик утверждает, что принимает меры для увеличения доступности проезда. Существует гибкая тарифная политика, абонементы «выходного дня» и «рабочего дня», различные специальные абонементы: «Мегаполис плюс», «Город рядом», «4300», «Большая Москва», «Микс» и так далее. Используя их, можно существенно сэкономить.

Но кто-то предпочитает каждое утро бегать по составу и платформе. Многих контролёры знают уже в лицо.

Зайцы бегут

Еще один способ безбилетного проезда — обход турникетов. Здесь «зайцы» рискуют не только нервами и временем, но и здоровьем и даже жизнью, впрочем это уже другая история.

Надеюсь, что вы платите за свой проезд, не перекладывая бремя оплаты на других пассажиров.

Счастливого пути!

Напоследок видео, обратите внимание на то, сколько зайцев едет в электричке:

Как вы относитесь к «зайцам»? Всегда ли оплачиваете проезд?

Еще мои рассказы про железные дороги: Необычный поезд на Чукотке, Самая длинная детская железная дорога и даже Как в 21 веке поезда пускают под откос.

Меня зовут Александр, я пишу про путешествия и авиацию.
Если эти темы интересны, жмите палец вверх

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhzhitel/ohota-za-zaicami-kak-kontrolery-loviat-bezbiletnikov-59f058fe7ddde894b72ccea3

Pravovoe-obesp
Добавить комментарий