Отличие амнистии от помилования в рб

Содержание
  1. Отличие амнистии от помилования в рб
  2. Помилование
  3. Основные отличия амнистии от помилования
  4. Амнистия и помилование: особенности и различия — статьи
  5. Критерии, по которым амнистия отличается от помилования
  6. Что нужно знать об амнистии, объяснил заместитель председателя областного суда Николай Маратаев
  7. Амнистия в Республике Беларусь 2020 года — Помощь адвоката в Минске
  8. Категории лиц, предусмотренные актом амнистии
  9. Лица, освобождаемые от наказания и иных мер уголовной ответственности, на основании статьи 1 Закона об амнистии, если иное не предусмотрено статьями 8 и 10 Закона об амнистии:
  10. Лица, освобождаемые от наказания и иных мер уголовной ответственности, не перечисленные в статье 1 Закона об амнистии:
  11. Лица, частично освобождаемые от наказания сроком на один год:
  12. Лица, на которых амнистия не распространяется:
  13. Порядок применения акта амнистии
  14. Срок применения акта амнистии
  15. Понятие амнистии и помилования в уголовном праве Республики Беларусь

Отличие амнистии от помилования в рб

Отличие амнистии от помилования в рб

Понятие амнистии и помилования в уголовном праве тесно связаны друг с другом. Оба процесса ведут к смягчению или полному освобождению осуждённого от наказания. Вместе с тем порядок их проведения и правовые последствия отличаются.

  • Амнистия
  • Помилование
  • Основные отличия амнистии от помилования

Амнистия применяется на основании нормативно-правового акта и предполагает для индивидуально-неопределённого круга лиц, совершивших преступление, следующие положения:

  1. Освобождение от уголовной ответственности. Может применяться, если акт об амнистии вступил в силу до того, как суд начал рассматривать дело обвиняемого. Если это произошло уже во время судебного разбирательства, то суд рассматривает дело до конца, а после обвинительного приговора освобождает лицо от наказания.
  2. Освобождение осуждённых от отбытия наказания (лица, которые уже отбывают наказание и попадают под действие амнистии, освобождаются от оставшейся части наказания).
  3. Уменьшение срока наказания. В данном случае возможно назначение наказания ниже минимального срока, предусмотренного статьёй УК за конкретное преступление.
  4. Изменение вида наказания на более мягкое, например, тюремное заключение заменяется ограничением свободы. Определить какое наказание более мягкое можно в соответствии со ст.44 УК, там перечислены все виды уголовных наказаний, начиная с самого мягкого (штрафа).
  5. Освобождение осуждённых от дополнительного наказания, например, лишение права выполнять определённую работу. При этом основное наказание может остаться для отбытия в полной мере.
  6. Досрочное снятие судимости.

В акте об амнистии чётко указывается, на какие категории граждан он распространяет действие, например, женщины, несовершеннолетние, инвалиды и т.д.

Кроме этого в акте всегда перечисляются лица, к которым амнистия не может применяться, даже если они попадают в первую группу.

Как правило, это осужденные, грубо нарушающие порядок отбывания наказания, преступники, виновные в совершении особо тяжких преступлений.

Помилование

В рамках помилования осуждённый также может быть либо освобождён от наказания полностью либо его положение улучшается путём снижения срока или изменения вида наказания. Помилование осуществляется только лично главой государства. Для этого Президент в соответствии со ст.85 УК издаёт акт в отношении конкретного человека.

После помилования, бывшему заключенному предстоит интегрироваться в общество — найти работу, получить социальный статус и так далее. Какие могут быть последствия судимости мы расскажем в этой статье https://lexconsult.online/7352-ugolovno-pravovye-posledstviya-sudimosti-vyezd-za-granitsu-sluzhba-v-armii-drugie

Помилован может быть любой человек, независимо от степени общественной опасности преступления, которое он совершил. Вместе с тем принимая соответствующее решение, комиссия по помилованию учитывает следующие факторы:

  1. Как вёл себя человек в момент совершения преступления, во время следствия и при отбывании наказания.
  2. Время, которое уже зачтено осуждённому в отбытие наказания.
  3. Применялась ли раньше к осуждённому амнистия или условно-досрочное освобождение (если после их применения лицо снова совершает преступление, это свидетельствует о не использовании шанса, которое предоставило государство осуждённому).
  4. Возмещён ли материальный и моральный вред от преступления.
  5. Характеристика личности претендента на помилование: возраст, состояние здоровья, наличие на иждивении детей и т.д.
  6. Обстоятельства совершения преступления и другие факторы, которые, по мнению комиссии, имеют важность.

Для того чтобы претендовать на помилование осуждённый должен лично написать главе государства ходатайство. Строгого образца ходатайства президенту о помиловании не существует, но в нём следует указать:

  1. Сведения об отправителе (ФИО, адрес, статья, по которой лицо осуждено, и место отбывания наказания, если оно связано с ограничением свободы)
  2. Краткие обстоятельства совершения преступления и назначенное наказание.
  3. Обстоятельства, которые могут послужить основанием для помилования (например, наличие на иждивении осуждённого малолетних детей и престарелых родителей, совершение преступления в связи с тяжёлым семейным и материальным положением и т.д.).
  4. Просьба применить помилование, дата и подпись.

Рассматривать ходатайство будет сначала специальная комиссия в регионе, затем она направляет его в администрацию президента. Только после одобрения его Высшей комиссией, оно попадает на стол Президенту.

Материнское ходатайство о помиловании — образец

Как правило, рассчитывать на помилование не стоит осуждённым, которые совершили свои злодеяния:

  • во время условного срока наказания за предыдущее преступление;
  • после УДО;
  • после применения к ним амнистии;
  • после замены наказания на более мягкое за предыдущее преступление.

Осуждённые, не соблюдающие порядок отбывания назначенного им наказания, также редко бывают помилованы.

Основные отличия амнистии от помилования

  1. Первая отличительная черта – это те лица, кто осуществляет амнистию и помилование в РФ. В первом случае это Государственная дума, а во втором – Президент.
  2. Решение о помиловании может быть принято в любое время, а акт амнистии принимается, как правило, не чаще 1 раза в год и приурочен к важной дате либо связан с политической обстановкой.
  3. Для применения амнистии не нужно волеизъявление осуждённого, а для помилования необходимо его индивидуальное ходатайство.
  4. Амнистия распространяет действие на широкий круг лиц, а помилование – на конкретного человека.

Амнистия и помилование не являются реабилитирующими факторами и не устраняют факт совершения лицом преступления.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

(Москва)

(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://titan54.ru/otlichie-amnistii-ot-pomilovaniya-v-rb

Амнистия и помилование: особенности и различия — статьи

Отличие амнистии от помилования в рб

В соответствии с российским законодательством лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания или назначенное наказание заменяется более мягким на основании акта амнистии или помилования.

Амнистия и помилование отличаются друг от друга, несмотря на то, что в результате их применения всегда происходит улучшение положения осужденного (вплоть до освобождения из мест лишения свободы).

Критерии, по которым амнистия отличается от помилования

Первый критерий – круг лиц, на который распространяется амнистия и помилование.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) помилование осуществляется Президентом России в отношении конкретного лица.

В то же время, как следует из содержания ч. 1 ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении неопределенного круга лиц.

Например, по амнистии, объявленной в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне на основании постановления Государственной Думы от 24.04.2015 года №6576-6 ГД, были освобождены от дальнейшего отбывания наказания лица впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, относящиеся к перечисленным в документе категориям. 

Например, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках,  награжденные государственными наградами и т.д.

Второй критерий – субъект принятия решения.

Как было отмечено выше, акт помилования находится в исключительном ведении Президента России. Для приема обращений осужденных в каждом регионе созданы соответствующие комиссии по помилованию. Кроме того, в эту работу вовлечены органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

На этот счет даже приняты специальные подзаконные нормативно-правовые акты, например, приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании».

Решение об амнистии принимается только Государственной Думой и не требует наличия каких-либо специальных органов государственной власти наподобие региональных комиссий по помилованию. 

Третий критерий – правовые последствия применения амнистии и помилования.

В решении о помиловании может содержаться распоряжение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, о сокращении срока назначенного наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, о снятии судимости.

При амнистии дополнительно к указанным выше последствиям добавляется также освобождение от уголовной ответственности (касается лиц, еще не осужденных судом) и от дополнительных наказаний.

Таким образом, амнистия предполагает большее количество вариантов смягчения положения граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия. 

Четвертый критерий – процедура.

Амнистия обычно объявляется в связи с какими-либо значимыми общественно-политическими событиями в стране и не привязана к волеизъявлению отдельных лиц. Конкретный осужденный не может повлиять на объявление амнистии, как и отказаться от правовых последствий амнистии применительно к нему.

Совершенно другой порядок устанавливается для помилования. В соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному необходимо обратиться к Президенту России с ходатайством о помиловании, которое подается через учреждения уголовно-исполнительной системы.

Детально процедура урегулирована указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»).

Тем самым осужденный получает возможность быть помилованным только при условии проявления своей личной воли – прошение о помиловании.

Ходатайство о помиловании должно обязательно сопровождаться предъявлением следующих документов: копия приговора, справка о состоянии здоровья, решения по обжалованиям приговора, анкета на осужденного, справка о применении ранее амнистии или помилования, представление администрации исправительного учреждения (своего рода характеристика) и т.д.

Помимо обязательных документов к прошению можно приложить и другие документы, которые, по мнению осужденного, могут повлиять на итоговое решение.

Пятый критерий – правообразование.

Амнистия 2020 в случае принятия соответствующего решения сама по себе будет являться документом, имеющим силу закона. Амнистия всегда связана с принятием новых правовых норм, которых раньше не было.

При помиловании же не принимается никакой новый закон или подобный документ, не создаются нормы права. Тут только происходит реализация уже существующих правовых норм, которые содержатся в описанных выше нормативно-правовых актах. 

Источник: https://fsin.ru/articles/amnistiya-i-pomilovanie-osobennosti-i-razlichiya

Что нужно знать об амнистии, объяснил заместитель председателя областного суда Николай Маратаев

Отличие амнистии от помилования в рб

Николай Маратаев с апреля 2016 года курирует уголовные дела Гомельского областного суда. Фото Олега БЕЛОУСОВА

Здравствуйте. Моего мужа осудили по статье 317 УК Беларуси (Нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств).

Могу ли я как супруга обжаловать приговор? 

– Вступившие и не вступившие в законную силу судебные решения могут быть обжалованы только сторонами по делу. К ним относятся обвиняемый, его защитник, законный представитель, гражданский истец, потерпевший, другие.

Закон при этом допускает возможность иметь в качестве защитника близких родственников обвиняемого, но это должно быть процессуально оформлено. Ходатайство такого рода заявлялось?

– Нет. 

– Тогда вы непосредственно не можете обжаловать приговор. Вариант – обвиняемый сам подготовит и направит апелляционную или надзорную жалобу. Кроме того, вы вправе связаться с адвокатом, заключить соглашение, и тот дальше будет представлять интересы супруга. 

Добрый день, звонит Светлана Николаевна из Гомеля. К 75-летию Великой Победы объявлена амнистия. Скажите, не будет ли в связи с этим роста преступлений? 

– В Беларуси сложился достаточный опыт применения амнистии.

Надо знать, что под действие закона подпадают не только те, кто находится в местах лишения свободы, но и лица, в отношении которых проводится предварительное расследование, судебное разбирательство, или осужденные к штрафам, исправительным работам и другим мерам уголовной ответственности.

По статистике, роста преступности в связи с амнистией не наблюдается. Конечно, есть факты, когда освобожденные вновь попадают на скамью подсудимых, но такие случаи бывают всегда, и это никак не связано с принятием подобных законов. 

– А как вы относитесь к тому, чтобы людей по экономическим статьям не сажали в тюрьму? Пусть они возмещают ущерб, теряют должности, но продолжают трудиться и приносить пользу. Если попадают в колонии, их содержание ложится на наши плечи, налогоплательщиков. 

  – Это часть государственной политики в нашей стране, и суды двигаются в данном направлении, но главное условие – причиненный по делу вред должен быть

возмещен. 

Заместитель председателя областного суда ответил на вопрос, который пришел на почту gp@gp.

by

@Приговором суда Железнодорожного района Гомеля я осуждена за хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (часть 1 статьи 210 УК) и мошенничество (часть 2 статьи 209 УК) к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Я – мать девочки 2007 года рождения, работаю юрисконсультом в частной компании, характеризуюсь положительно. Что предпринять, чтобы мне заменили неотбытую часть наказания (один год и шесть месяцев) на более мягкую? Могу ли обратиться к Президенту? С уважением, Светлана Николаевна. 

– Законом об амнистии 2020 года предусмотрено сокращение срока наказания в виде лишения свободы и ограничения свободы на один год лицам, в том числе, осужденным за коррупционные преступления. В вашем случае это должны решать органы, ведающие исполнением приговора. Но важно помнить, что ущерб по делу нужно возместить. При этом глава государства, руководствуясь статьей 96 УК, может рассмотреть прошение о помиловании.

Вопросы «Гомельскай праўды»

– Чем амнистия 2020 года отличается от аналогичного нормативного акта в 2019-м? 

– особенность – ее могут применить к осужденным по коррупционным делам или к несовершеннолетним, осужденным за незаконный оборот наркотических средств в составе организованной группы. Имеются и другие различия. 

– Кто попадает под действие данного закона? 

– Закон применяется к несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам с детьми моложе 18 лет, пенсионерам и пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС, ветеранам различных боевых действий, ВИЧ-инфицированным, к иным категориям. Об этом говорится в статье первой. От наказания освободят при отсутствии определенных ограничений и в случае, если преступления не относятся к перечню тяжких или особо тяжких. Более того, могут освободить и лиц, которые не упомянуты в данной статье, если совершенные преступления не представляют большой общественной опасности, либо осуждены к аресту до дня вступления в законную силу акта амнистии. Также возможно и усечение срока наказания на один год по некоторым статьям. Но точно не подпадут под амнистию злостные нарушители и лица, совершившие убийства или изнасилования, те, кто уклоняется от превентивного надзора и прочие.

– Недавно вынесли приговор грабителю банков в Гомельском районе. Можете объяс­нить, почему ему по амнистии наказание сократили на год?

– Вмененное преступление относится к категории особо тяжких, но в перечень тех, которые вообще не подпадают под амнистию, не входит. При этом полное освобождение от ответственности, согласно закону, тоже недопустимо. А вот сокращение наказания на один год возможно, поскольку полностью возмещен ущерб. 

– Как быстро акт будет применен? 

– Закон будет действовать в течение шести месяцев, в прошлом году – девяти. Но есть специальная оговорка в статье 23: если срок пропущен, а препятствий для амнистии не было, ее применят позже. 

– Могут ли сокращать срок по амнистии несколько раз? 

– Да. Предположим, назначено наказание в виде семи лет лишения свободы. В течение этого времени в стране может быть принято два-три амнистирующих акта. По каждому из них могут сокращать наказание, но при условии, если человек не совершает дисциплинарных проступков и не допускает иных нарушений.

Так совпало, что два года подряд выходила амнистия. Это связано со знаковыми для страны датами: 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 75-летием Великой Победы. Но иногда акт принимают, не приурочивая к календарю.

По большому счету, это проявление милосердия со стороны государства. 

– Стало ли в последнее время меньше коррупционных преступлений и дел по наркотическим статьям? 

– Снижение наблюдается. К примеру, в 2017 году по Гомельской области за незаконный оборот наркотиков осуждено 586 человек, в 2018-м – 480, 2019-м – 441.

И вообще динамика преступности идет по кривой вниз, то есть является положительной. Это касается и республики, и ре­гиона. Многое зависит от того, насколько профессионально работают правоохранительные органы.

Сейчас много сил брошено на борьбу с организованными группами, особенно при использовании интернет-закладок. 

– Можно ли вести аудио- и видеозапись судебного процесса? 

– запись допускается только с согласия всех сторон по делу: обвиняемого и его защитника, гособвинителя, потерпевшего. И такое согласие по уголовным делам получают нечасто.

Сейчас рассматриваются возможности внесения изменений в действующее законодательство на предмет исключения бумажного носителя протокола судебного заседания с проведением аудио- либо видеофиксации. Можно будет рассчитывать и на стенограмму судебного заседания. Но это пока еще не внедрено.

К слову, на настоящий момент аудиозапись может вести не только участник процесса, а любой присутствующий в зале судебного заседания. Более того, он даже не обязан ставить об этом в известность суд или получать разрешение, исключение – закрытый процесс. 

– Какие еще изменения ожидаются? 

– В первую очередь речь идет об информатизации и цифровизации судебного процесса, формировании дел в электронном виде, с которыми могут быть ознакомлены стороны. Бумажные носители со временем будут изжиты. Еще важно и наполнение Единого банка судебных постановлений.

Определенная работа уже проводится: как рассматривались те или иные дела, в том числе резонанс­ные, можно ознакомиться на интернет-портале судов общей юрисдикции Беларуси. Активно внедряются современные методы и технологии. В апелляционном порядке сегодня может рассматриваться судебный процесс без лица, находящегося под стражей. Обвиняемый остается в СИЗО, присутствует виртуально.

Это, с одной стороны, сокращает расходы, с другой, – является превентивной мерой в условиях эпидемиологической обстановки. 

– Какие защитные меры в связи с пандемией применяются в судах области? 

– Мы не остаемся в стороне. Слушание некоторых дел переносят, например, в отношении лиц, заболевших коронавирусом или находящихся на самоизоляции. Кроме того, в судах предлагают воспользоваться дезинфицирующими средствами, посетителей встречают работники суда в индивидуальных средствах защиты, проводятся и иные мероприятия на этот счет, соблюдается социальное дистанцирование и прочее. 

Источник: https://gp.by/novosti/obshchestvo/news217771.html

Амнистия в Республике Беларусь 2020 года — Помощь адвоката в Минске

Отличие амнистии от помилования в рб

В юридическом смысле амнистия представляет собой нормативный правовой акт, который, не отменяя уголовного закона, освобождает от уголовной ответственности, полностью или частично освобождает от наказания, как основного, так и дополнительного, или заменяет его более мягким наказанием, или снимает судимость.

Акт амнистии принимается в виде Закона Парламентом Республики Беларусь. С 1991 года на территории Республики Беларусь было издано 16 законов об амнистии.

18 мая 2020 года принят Закон Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» № 17-З (далее – Закон об амнистии). Вступил в законную силу со дня официального опубликования (опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь — 22.05.2020 года).

Каждый акт амнистии устанавливает определенный круг лиц, в отношении которых он подлежит применению, а также круг лиц, на которых он не распространяется.

Категории лиц, предусмотренные актом амнистии

В Законе об амнистии можно выделить следующие категории лиц:

  1. Лица, освобождаемые от наказания и иных мер уголовной ответственности, на основании статьи 1 Закона об амнистии (статьи 1-2 Закона об амнистии).
  2. Лица, освобождаемые от наказания и иных мер уголовной ответственности, не перечисленные в статье 1 Закона об амнистии (статьи 3-6 Закона об амнистии).
  3. Лица, частично освобождаемые от наказания (статьи 7-8 Закона об амнистии).
  4. Лица, на которых амнистия не распространяется (статья 10 Закона об амнистии).

Лица, освобождаемые от наказания и иных мер уголовной ответственности, на основании статьи 1 Закона об амнистии, если иное не предусмотрено статьями 8 и 10 Закона об амнистии:

  • несовершеннолетние;
  • беременные женщины;
  • женщины и одинокие мужчины, имеющие детей в возрасте до восемнадцати лет;
  • лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
  • инвалиды I и II группы; лица, больные активной формой туберкулеза и отнесенные к I, II, V «А», V «Б» группам диспансерного учета; лица, больные онкологическими заболеваниями второй, третьей, четвертой клинических групп; ВИЧ-инфицированные с 3-й и 4-й стадиями заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения;
  • ветераны боевых действий на территории других государств;
  • граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  • лица, получившие ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Вооруженных Силах СССР, Комитете государственной безопасности СССР, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством, а также лица, получившие ранения (контузии), увечья, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля, прокуратуры, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (статья 1 Закона об амнистии).

К данной категории относятся также лица, перечисленные в статье 1 Закона об амнистии, уголовные дела в отношении которых, находятся в производстве органов уголовного преследования, и производство по уголовным делам в отношении которых, не рассмотрены судами, о преступлениях, совершенных этими лицами до вступления в силу Закона об амнистии (данное положение не распространяется на лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, перечисленных в статьях 8 и 10 Закона об амнистии (статья 2 Закона об амнистии).

Лица, освобождаемые от наказания и иных мер уголовной ответственности, не перечисленные в статье 1 Закона об амнистии:

  • лица, к которым по приговорам применены иные меры уголовной ответственности в виде осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания, и они постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии, если иное не предусмотрено статьями 8 и 10 Закона об амнистии (статья 3 Закона об амнистии);
  • лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы, приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии, если иное не предусмотрено статьями 8 и 10 Закона об амнистии (статья 4 Закона об амнистии);
  • лица, совершившие преступления, относящиеся к категории менее тяжких, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы, если они на день вступления в силу Закона об амнистии отбыли не менее одной четверти назначенного срока наказания, если иное не предусмотрено статьями 8 и 10 Закона об амнистии (статья 5 Закона об амнистии);
  • лица, приговоры в отношении которых предусматривают наказание в виде ареста и постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии, если иное не предусмотрено статьями 8 и 10 Закона об амнистии (статья 6 Закона об амнистии).

Лица, частично освобождаемые от наказания сроком на один год:

  • которым назначено наказание в виде ограничения свободы;
  • которым назначено наказание в виде лишения свободы;
  • условно-досрочно освобожденных от наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы, лиц, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ либо которым неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы заменена наказанием в виде исправительных работ, а также осужденных к лишению свободы беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, которым суд отсрочил отбывание наказания (статья 7 Закона об амнистии).

К данной категории будут относиться также лица, перечисленные в статьях 1, 3 — 6 Закона об амнистии, осужденные за:

  • преступления, относящиеся к категории менее тяжких, предусмотренные статьей 140, частью 1 статьи 168, частью 2 статьи 169, частью 2 статьи 170, частью 1 статьи 171, частью 2 статьи 171-1, частью 2 статьи 173, частью 1 статьи 210, частью 1 статьи 328, частью 1 статьи 329, частью 1 статьи 331, частью 1 статьи 332, частью 2 статьи 363, статьей 364, частью 1 статьи 366, статьей 388, частью 1 статьи 413, частью 2 статьи 424, частью 2 статьи 425, частью 2 статьи 426, статьей 429, частью 1 статьи 431, частями 1 и 2 статьи 432, частью 1статьи 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь;
  • преступления, отнесенные Уголовным кодексом Республики Беларусь к категории тяжких преступлений;
  • преступления, отнесенные Уголовным кодексом Республики Беларусь к категории особо тяжких преступлений, а также осужденных за умышленные преступления в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь от 29 декабря 1960 г. (далее — Уголовный кодекс Республики Беларусь 1960 г.), за которые было предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни;
  • лиц, судимых более двух раз с назначением наказания в виде лишения свободы за умышленные преступления, а также ранее судимых с назначением наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, указанных в абзацах третьем — пятом настоящей части, абзаце десятом части первой статьи 10 Закона об амнистии (статья 8 Закона об амнистии).

Лица, перечисленные в статье 8 Закона об амнистии, относятся к категории III, поскольку не освобождаются от наказания и иных мер уголовной ответственности, на них распространяется действие статьи 7 Закона об амнистии.

Лица, на которых амнистия не распространяется:

  • к которым в течение 2015 – 2020 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости;
  • которые на день постановления приговора полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), неосновательно приобретенную выгоду, иной доход, полученный преступным путем;
  • которые на день вступления приговора в законную силу полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), неосновательно приобретенную выгоду, иной доход, полученный преступным путем;
  • которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), неосновательно приобретенную выгоду, иной доход, полученный преступным путем, подлежащие взысканию с них по вступившим в законную силу приговору, решению суда;
  • злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности;
  • допустивших особо опасный рецидив преступлений (часть 3 статьи 43 Уголовного кодекса Республики Беларусь) либо признанных в установленном порядке особо опасными рецидивистами (статья 24 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 г.);
  • которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения либо которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы;
  • осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;
  • совершивших преступления, предусмотренные статьями 122, 124, 126, 139, частью 3 статьи 147, частями 2 и 3 статьи 166, частями 2 и 3 статьи 167, частью 2 статьи 168, статьями 285, 286, 289, 290-1 — 293, частями 2 и 3 статьи 317 (если преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ), частями 4 и 5 статьи 317, статьей 317-1, частями 4 и 5 статьи 328 (за исключением лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет), статьями 342, 343-1, 356 — 362, 367, 369-2, 369-3, 421, 422 Уголовного кодекса Республики Беларусь, статьями 61 — 65-1, 67, 74, 74-2, 76, 100, 101, частью второй статьи 106, частями второй — четвертой статьи 115, статьями 117, 119, 124-1, 189-1, частью третьей статьи 206 (если преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ) Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 г.;
  • совершивших преступления, предусмотренные статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и не возместивших на день постановления приговора, вступления его в законную силу либо на день рассмотрения материалов о применении амнистии задолженность по алиментам;
  • совершивших преступления и признанных в установленном законом порядке обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и не возместивших эти расходы на день постановления приговора, вступления его в законную силу либо на день рассмотрения материалов о применении амнистии (статья 10 Закона об амнистии).

На лиц, подпадающих под действие статьи 1 Закона об амнистии, требования, содержащиеся в абзацах третьем — пятом части первой статьи 10 Закона об амнистии, не распространяются.

Порядок применения акта амнистии

Решение о применении либо неприменении Закона об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально по постановлению начальника исправительного учреждения, следственного изолятора, исправительного учреждения открытого типа, органа внутренних дел, органа дознания, утвержденному прокурором, либо по постановлению следователя или прокурора на основании тщательной оценки материалов личного дела и иных необходимых документов.

При отсутствии необходимых сведений рассмотрение вопроса о применении Закона об амнистии откладывается до получения дополнительных материалов. Органам и учреждениям, на которые возложено исполнение Закона, предоставляется право запрашивать у соответствующих организаций документы и иные материалы, необходимые для решения вопроса о применении амнистии.

Срок применения акта амнистии

Закон об амнистии подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

Если оснований для отказа в применении амнистии на день вступления в силу Закона об амнистии не имелось, то отсутствие решения о применении амнистии не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее применению амнистии в последующем. При этом амнистия к лицу может быть применена и по истечении установленного шестимесячного срока.

Если Вам требуется юридическая консультация или другая юридическая помощь по вопросам, связанным с применением закона об амнистии, Вы можете записаться на прием к адвокату Клиндуховой Оксане Владимировне по номеру телефона: +37529-3534322

Источник: https://artlaw.by/stati/amnistiya-v-belarusi/

Понятие амнистии и помилования в уголовном праве Республики Беларусь

Отличие амнистии от помилования в рб

— истек установленный этой статьей срок со дня вступления приговора законную силу;

— осужденный не уклонялся от отбывания наказания;

— осужденный не совершил нового умышленного преступления.

Условно-досрочное освобождение – это освобождение осужденного от отбывания наказания с условием выполнения возложенных на него судом обязанностей, ненарушения общественного порядка и несовершения нового преступления в течение неотбытого срока наказания.

Сущность условно-досрочного освобождения от наказания состоит в том, что осужденный освобождается от дальнейшего отбывания наказания до истечения срока, определенного приговором суда. Условно-досрочное освобождение от наказания применяется только судом по месту отбытия наказания осужденным.

Основаниями для применения условно-досрочного освобождения от наказания согласно ст. 90 УК являются: исправление лица, отбывающего наказание, и отбытие им установленной законом части наказания, назначенного приговором суда.

Условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено к осужденному лишь в том случае, если он примерным поведением доказал свое исправление и отбыл указанную в законе часть срока наказания, назначенного приговором суда.

О примерном поведении осужденного могут свидетельствовать соблюдение им требований режима в местах лишения свободы, честное отношение к труду, повышение своего общеобразовательного и профессионального уровня, активное участие в общественной жизни [5, с.543].

Ст. 91 УК предусматривает возможность замены судом наказания более мягким. Основаниями для замены наказания более мягким является то, что осужденный твердо встал на путь исправления и отбыл определенную в законе часть наказания. При замене наказания более мягким суд может освободить осужденного от дополнительных наказаний.

Ч. 1 ст. 92 УК предусматривает освобождение от наказания осужденного, заболевшего после вынесения приговора психической болезнью, в силу чего он не может сознавать фактический характер и значение своих действий или руководить ими.

При освобождении от дальнейшего отбывания наказания осужденного, заболевшего психической болезнью, суд может назначить ему принудительные меры безопасности и лечения. Ч. 2 ст. 92 УК предусматривает возможность освобождения от наказания лица, заболевшего иной тяжелой болезнью.

Под иной тяжелой болезнью следует понимать такое не психическое заболевание осужденного, которое носит стойкий характер. Поэтому не может служить основанием освобождения от отбывания наказания наличие у осужденного тяжелой болезни, носящей временный характер.

Согласно ч. 1 ст. 93 УК суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы беременной женщине или женщине, имеющей детей в возрасте до трех лет, если она осуждена судом к данному наказанию.

Отсрочка не может применяться, когда осужденной назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В последнем случае суд не имеет права применять отсрочку исполнения назначенного судом наказания.

Отсрочка отбывания наказания может применяться судом как к осужденной к лишению свободы женщине, которая забеременела до вынесения приговора, так и к осужденной, которая забеременела или родила ребенка во время отбывания наказания.

Основанием освобождения от наказания в соответствии со ст. 94 УК является наличие чрезвычайных обстоятельств, возникших у осужденного или у его семьи. К ним закон относит пожар или стихийное бедствие, тяжелую болезнь или смерть единственного трудоспособного члена семьи.

Для освобождения осужденного не достаточно только установить наличие чрезвычайных обстоятельств.

Суду необходимо убедиться также, что отбывание наказания осужденным, в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств, способно повлечь за собой особо тяжкие последствия для него или его семьи.

Таким образом, освобождение от наказания может применять только суд.

С учетом различных оснований, определяющих институт освобождения от наказаний, его применение может заключаться: в полном освобождении осужденного от отбывания назначенного наказания; в досрочном или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания; в замене не отбытой части наказания более мягким. По общему правилу основаниями освобождения от уголовной ответственности являются: небольшая степень общественной опасности совершенного преступления и отсутствие либо небольшая степень общественной опасности личности виновного.

2 Понятие амнистии и порядок ее применения

Уголовная ответственность реализуется в разных формах. Наиболее распространенной является осуждение с применением назначенного наказания.

Суд, назначая наказание с учетом общих начал, предусмотренных УК, делает «прогноз», что вид и срок наказания будут необходимыми и достаточными  для достижения стоящих перед наказанием целей: восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Вместе с тем по истечении времени может выясниться, что назначенное судом наказание по разным причинам оказалось мягким или, наоборот, слишком строгим. В этих случаях возникает необходимость в пределах, установленных законом, либо ужесточить наказание, заменив его более строгим, либо смягчить его вплоть до освобождения от наказания.

Под амнистией понимается (от греч. amnistia − забвение) мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования [6, с.113 ].

История становления законодательства об амнистии свидетельствует о сложных путях развития этого правового института, тесно связанного с политикой государства, и позволяет подразделить акты амнистии в зависимости от их главных функциональных признаков:

  • амнистия уголовно-политической направленности. Эти акты амнистии предусматривали облегчение участи виновных в связи с ослаблением общественной опасности содеянного и позитивными изменениями личности виновного;
  • амнистии политической направленности. Они издавались в отношении лиц, совершивших массовые преступления, и реализовывались в основном в виде отказа от их уголовного преследования;
  • амнистии разгрузочно-корректирующей направленности, способствующие коррекции отдельных отклонений карательной политики и смягчению репрессий;
  • амнистии исправительной направленности, способствующие исправлению лиц, виновных в преступлениях [7, с.102].

В статье 95 УК указывается, что амнистия применяется на основании закона Республики Беларусь в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц.

На основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, а лицо, осужденное за преступление, может быть полностью или частично освобождено от наказания как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, либо такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо ему может быть снята судимость.

Если лицо, условно освобожденное актом амнистии от наказания, в течение неотбытого срока совершит умышленное преступление, а равно преступление по неосторожности, за которое оно осуждается к лишению свободы, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 73 УК.

Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки:

Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально неопределённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся.

Во-вторых, инициатива издания актов об амнистии всегда исходит от государственного органа.

В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию.

Единственное исключение – лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве.

Поэтому в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством лицу предоставлено право возражения против применения к нему акта амнистии, если лицо не считает, что оно совершило преступление. В таком случае уголовный процесс продолжается в обычном порядке.

В-четвёртых, акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения.

Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении  производства по уголовному делу; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительного учреждения и т.д.

С точки зрения О. С. Зельдовой, акты амнистии можно условно разбить на однородные, т.е. обладающие единой сущностью всех элементов состава амнистирования (как правило, изданные в ознаменование однородных политических событий), и разнородные [8, с.107].

В итоге такой классификации она делит нормы актов об амнистии на позитивные и негативные.

Нельзя не согласиться с авторами, которые предлагают следующую классификацию видов освобождения по амнистии: полное освобождение от наказания и его отбывания; сокращение срока наказания; замена наказания более мягким; освобождение от дополнительных наказаний; снятие судимости; освобождение от уголовной ответственности [9, с.121].

Л. В. Яковлева отмечает: «По форме амнистия – это акт государственного волеизъявления. По содержанию – совокупность норм об изменении правового положения некоторых категорий лиц, подвергнутых уголовной ответственности.

Таким образом, можно осуществить классификацию актов об амнистии, если рассматривать амнистию с точки зрения формы ее изложения.

Вместе с тем правомерно выделить среди положений, включенных в акты об амнистии, отдельные повторяющиеся группы норм, одинаково влияющих на правовой статус лиц, на которые распространяется действие соответствующей амнистии, т.е. классифицировать виды амнистирования.

Предлагавшееся С. И. Комарицким деление актов амнистии по кругу амнистируемых категорий осужденных на общие и ограниченные было подвергнуто справедливой критике. Высказанные по этому поводу А. С. Михлиным аргументы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. По мнению Л. В.

Яковлевой, проводить классификацию актов об амнистии на основании действующего законодательства с учетом большинства признаков, по которым она осуществлялась ранее, нецелесообразно.

«Применительно к советскому периоду, – пишет она, – было справедливо деление актов об амнистии в зависимости, во-первых, от источника их издания, поскольку… правом издания таких актов обладали разные органы, а во-вторых, от территории, на которую распространялось действие акта об амнистии, что, в свою очередь, определялось юрисдикцией издавшего ее органа (общесоюзного или республиканского)».

Классификация актов об амнистии возможна в зависимости от причин, обусловивших их издание.

Например, можно выделить:

  • амнистии, объявленные в связи со знаменательными датами или событиями (Закон Республики Беларусь от 13 апреля 1995г. к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; Закон Республики Беларусь от 05.05.2009г. к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.);
  • амнистии, направленные на стабилизацию внутригосударственной обстановки и т.д.

Вместе с тем выделить все основания и в соответствии с ними создать полноценную классификацию актов об амнистии в настоящее время представляется затруднительным, так как ряд амнистий не связан с какими-либо обстоятельствами.

 В качестве основных нормативных актов регулирующих порядок проведения амнистии, следует выделить:

  • Конституцию Республики Беларусь;
  • Уголовный Кодекс Республики Беларусь;

 −   Законы Республики Беларусь, предусматривающие проведение амнистии.                                                                   

Конституция Республики Беларусь относит объявление амнистии к ведению Палаты представителей Республики Беларусь (ч.2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь) [10].             

Амнистия может быть общей и частичной. Общая  распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определёнными  УК. Частичная относится к определённой категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии.

По общему правилу амнистия распространяется лишь на  преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу акта об амнистии.

Освобождение от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения. Амнистия распространяется на неопределенный круг лиц, совершивших преступления, например, на всех женщин, на всех мужчин в возрасте старше 60 лет или на лиц, осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления на срок до 5 лет.

Амнистия является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость её применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.

С помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона.

Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершённым в результате стечения определённых неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств.         

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_49/ponyatie-amnistii-i-pomilovaniya-v/620423.3584602.page2.html

Pravovoe-obesp
Добавить комментарий