Зачем лирический герой в дорожных жалобах соблюдал пост

Зачем лирический герой в дорожных жалобах соблюдал пост — Права граждан

Зачем лирический герой в дорожных жалобах соблюдал пост

Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути. У читателей создается иллюзия, будто автор учитывает все вероятные финалы, при этом все они выглядят не слишком благородно. Границы обобщения поэт значительно расширяет, обращаясь во второй строфе к народно-песенной форме речи: …На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил…

Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности: Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй!..».

«Дорожные жалобы» близки к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах.

  • Важно
  • Дорожные жалобы а пушкин
  • Дорожные жалобы анализ кратко
  • А. С. Пушкин. Сочинения и биографические материалы
  • Дорожные жалобы жанр
  • Пушкин дорожные жалобы жанр

Стихотворение это, которое можно прочитать онлайн или скачать, относится к философской лирике. Пушкин рассуждает о своей судьбе, причем дорога, несмотря на обилие фактического материала – это аллегорический образ, прием, распространенный тогда в литературе. Она воплощает жизненный путь поэта, его вечные поиски себя и своего места.

При этом настроение произведения, вопреки ожиданиям, довольно далеко от отчаяния.

На первый взгляд текст стихотворения Пушкина “Дорожные жалобы” действительно наполнен грустью, но в строках чувствуется и надежда: поэт как будто уверен, что будет еще и размышлять о невесте, и спать в домашней постели, и наверняка продолжить учить вельмож своими хлесткими эпиграммами.

Дорожные жалобы а пушкин

Наверное, несложно догадаться, что это слово «лес».

В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы». В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла.

Название раздела не совсем соответствует действительности. Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году. По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине.
Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.

Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия.

Александр Сергеевич предпочитает не удостаивать важные бытийные вопросы должным почтением. Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта. Лирический герой не слишком страшится вероятных угроз.

Безбоязненность – одна из отличительных черт самого Пушкина. Жизнь – это дорога. Прогулки по ней представляют собой невероятное счастье, пусть и омраченное порой опасностями и оторванностью от домашнего очага.

Тема: пушкинские материалы

На данном сайте собраны материалы, которые могут оказаться полезными при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина.
Стихи, эпиграмы, другие произведения поэта, биографические статьи.

Дорожные жалобы жанр

Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы». В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла. Название раздела не совсем соответствует действительности.

Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году. По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине.

Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.

Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия. Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути.

Пушкин дорожные жалобы жанр

Гинзбург писала в книге «О лирике» о том, что понятие «лирический герой» не всегда применимо к той или иной форме лирического выражения авторского я»[ Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997 ].

В данном же случае, по-моему, именно два разных лирических героя обуславливают и стилистические отличия «Дорожных жалоб» и «Брожу ли я…». Если в элегии перед нами лирический герой-философ, то в «Дорожных жалобах» — это нарочито сниженный образ обывателя, просто о чём-то думающего в дороге.

Не случайно ощущение проносящихся мимо его взора, быстро меняющихся образов усиливается анафорой (иль…иль…) и повторами:

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком…

Кроме того, убыстряющийся ритм и хореический размер придают стихотворению своеобразную прелесть — мы будто сами едем то ли в кибитке, то ли в карете.

В элегии «Брожу ли я…» преобладают слова с заметным ореолом поэтичности и эмоциональной приподнятости. А вот в «Дорожных жалобах» употреблена в основном непринуждённо-разговорная лексика, отражающая прозу жизни. Сравните: «околею» и «где мне смерть пошлёт судьбина»; «наследственная берлога» и «милый предел».

Пожалуй, теперь уже можно сделать вывод, что тематическая близость отнюдь не ведёт к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений и к лексическому однообразию.

Сравнение «Дорожных жалоб» и элегии «Брожу ли я…» Пушкина показывает, насколько по-разному поэт может интерпретировать одну и ту же тему, используя различную лексику, разный стиль.

Небольшое лирическое отступление . Когда я уже поставила последнюю точку в своей работе, я невольно задумалась над двумя вещами.

Точнее, гений — он сам и есть “алмазный гвоздь», и такого “гвоздя” достаточно одного, чтобы мир вращался.

Персия

После известного происшествия Пушкин на следующий день уезжает на Кавказ, и дальше — в святую Персию, землю Ахурамазды и Заратустры. Ему нужно много что обдумать. Когда приходит чёткое понимание, что нужно делать, Пушкин возвращается в Москву (осень 1829). Его план таков. Он лично проследит за появлением своего внука-гения, вырастит его и в положенный час посвятит в тайну передачи «линии».

Как женятся гении

Со временем Пушкин начинает понимать, что в его возрасте и с его средствами найти хоть какую невесту чрезвычайно сложно.

Даже промотавшиеся провинциалы из неблагополучной семьи с плохой наследственностью — и те выделываются, как могут. То согласятся, то передумают. То условие какое изобретут.

И гордый взор ее так томен, И цвет ланит ее так темен, Что жизни мне милей она.

Она строга, властолюбива, Я сам дивлюсь ее уму — И ужас как она ревнива; Зато со всеми горделива И мне доступна одному.

Вечор она мне величаво Клялась, что если буду вновь Глядеть налево и направо, То даст она мне яду; право — Вот какова ее любовь!

Она готова хоть в пустыню Бежать со мной, презрев молву. Хотите знать мою богиню, Мою севильскую графиню. Нет! ни за что не назову!

Румяный критик мой, насмешник толстопузый, Готовый век трунить над нашей томной музой, Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной, Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой. Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий, За ними чернозем, равнины скат отлогий, Над ними серых туч густая полоса.

Пушкин использует в элегии один из тропов, с помощью которого явление, принимаемое за неприятное, заменяется синонимичными, но смягчёнными словосочетаниями или словами,- эвфемизм. В «Дорожных жалобах» же нет ничего подобного: наоборот, применены огрубляющие, более резкие образные выражения. Как уже говорилось, темы стихотворений сходны, но тем более явны и тематические различия.

Во-первых, если тема жизни и неизбежной смерти раскрыта в элегии «Брожу ли я.

» в образе философского пути, то в «Дорожных жалобах» это вполне конкретный образ дороги, путешествия, что усиливает и лексические, и стилистические контрасты этих произведений. Во- вторых, в «Брожу ли я.

» мысли и чувства поэта представляются не как кратковременные и сиюминутные, а как плод долгих раздумий, размышлений.
В том же направлении и другие переделки:

Пред обедом рюмка рома, Ночью сон, а утром чай; То ли дело, братцы, дома…

Эта фраза показалась Пушкину слишком аккуратной, и он заменил её в окончательном варианте более разговорной, которая более соответствовала бы темпу быстро пробегающих дорожных мыслей:

То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома.

Словом, такое впечатление, что поэт сам заботился о том, чтобы его «Дорожные жалобы» воспринимались как стихотворение «на случай».

Кроме видимых различий в стилистике можно обнаружить и такие, о которых говорил критик А.В.

Чичерин в своей статье «Заметки о стилистической роли грамматических форм»: » В чём образность и поэтическая сила слова? В тропах? Самые тонкие детали стиля не так уж бросаются в глаза, «кидаются в очи».

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

(Москва)

(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://konsaltdo.ru/zachem-liricheskij-geroj-v-dorozhnyx-zhalobax-soblyudal-post-2.html

Анализ стихотворения А.С.Пушкина

Зачем лирический герой в дорожных жалобах соблюдал пост

Инфоурок › Литература ›Презентации›Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Дорожные жалобы».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Дорожные жалобы»

2 слайдОписание слайда:

Цели и задачи: Проследить мотив движения дороги в художественной структуре текста А.С.Пушкина. Определить поэтический смысл последнего стиха. Дать полный анализ произведению.

3 слайдОписание слайда:

В 1836 году Пушкин предполагал издать сборник, один из разделов которого был озаглавлен «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». Состав и последовательность текстов в этом разделе были следующие: 1. «Дорожные жало­ бы». 2. «Калмычке», 3. «На холмах Грузии…». 4. «Монастырь на Казбеке». 5.

«Обвал». 6. «Кавказ». 7. «Из Гафиза (лагерь при Евфрате)». 8. «Делибаш». 9. «Дон». Исследователи рассматривают эту группу стихотворений как особый кавказский цикл в лирике Пушкина. Очевидно, и сам Пушкин осознавал их как особый цикл, о чем свидетель­ствует и заглавие, и история публикации стихотворений.

4 слайдОписание слайда:

Стихотворение «Дорожные жалобы» имеет одну любопытную особенность. Дело в том, что Пушкин датировал стихотворение 1829 годом. Между тем в черновике есть строки:       Иль как Анреп в вешней луже,        Захлебнуся я в грязи.

      Знакомый Пушкина по поездке на Кавказ генерал-майор Р.Р. Анреп погиб весной 1830 года, зайдя в состоянии безумия в топь болота.

Скорее всего, стихотворение было начато в 1829 году, а дописано в 1830 в Болдине 4 октября (так датирована черновая рукопись)

5 слайдОписание слайда:

Как всякое начало, это стихотворение имеет ключевое, определяющее значение для всего цикла. Характерно в нем и по­ строение, и развитие поэтической мысли. Первая строфа очень динамична: Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком?

6 слайдОписание слайда:

Далее, до 5 строфы включительно, большая часть стихотворения, столь же динамичная, говорит о движении, но о движении как бы в замкнутом круге, о «большой дороге», в конце которой ожидает неизбежная гибель.

7 слайдОписание слайда:

Перечисление вариантов конца «дороги» в этих пророческих стихах, казалось бы, могло продолжаться бесконечно, — так сильна напряженная анафора: Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит…

Создается иллюзия, что учтены все возможные пути и все они трагически однозначны. Границы обобщения расширены еще и тем, что вводится просторечно-фольклорная, песенная форма речи: Долго ль мне гулять на свете… …

На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил…

8 слайдОписание слайда:

В конце (строфы 6—8) стихи стилистически снижены, поворот к шутке: Долго ль мне в тоске голодной Трюфли Яра вспоминать… Но безысходность остается, несмотря на иронический сдвиг. А заключительный стих возвращает от размышлений о дороге к реальному факту, к самой дороге, которой конца пока нет: Ну, пошел же, погоняй!

9 слайдОписание слайда:

В лирике Пушкина конца 1820-х годов стремительно нарастают философские мотивы, раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог: В «Дорожных жалобах» (1829) сказывается утомленность неукорененной, кочевой, неприкаянной жизнью.

Свою судьбу, странническую, скитальческую, поэт воспринимает в общерусском контексте: здесь и русское бездорожье как в прямом, так и в широком, историческом смысле, и капризы непредсказуемого русского климата опять-таки в двух его ипостасях — природной и общественной, здесь и незащищенность личности от всякого рода неожиданностей, здесь и всероссийская беззаботность, равнодушие ко всякого рода комфорту и уюту.

10 слайдОписание слайда:

Между тем цикл «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)» начат «Дорожными жалобами». Когда в 1820 го­ду поэт оказался на юге по воле царя, в стихах он писал о добровольном «побеге». Теперь как будто все прямо противоположно. Если учесть, что и само стихотворение «Дорожные жалобы» написано в Болдине, то дело, видимо, не в конкрет­ном путешествии 1829 года, а в художественной цели.

11 слайдОписание слайда:

Вывод: Завершая анализ стихотворения А.С.Пушкина, можно сказать , что это один из значимых для поэта мотивов. В нем сосредоточены конкретные реалии его автобиографии , путешествия , множественные поездки по России. Вместе с тем , мотив дороги вбирает в себя семантику жизненного пути и этапов.

12 слайдОписание слайда:

Список используемой литературы: Пушкинский сборник(сборник научных трудов) https://www.google.ru/search http://www.pushkin20.ru/chresto-17.html

Проверен экспертом

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-dorozhnye-zhaloby-4048566.html

Pravovoe-obesp
Добавить комментарий